Как только с улиц сходит снег, город начинает задыхаться от пыли, оставшейся после обработки песко-соляной смесью. Пылесосы лишь поднимают ее в воздух, вызывая гнев прохожих и автовладельцев. Праведное раздражение разделяют и медики. Последние исследования ведущих зарубежных институтов доказывают, что в 10% инфарктов, сердечно-сосудистых заболеваний и смертей виновата именно пыль. Вместе с вдыхаемым воздухом ее частицы попадают в легкие и бронхи. Более крупные (до 10 мкр) вызывают раздражение слизистой, кашель, бронхиты, риниты и конъюнктивиты. Мелкие же частицы способны годами накапливаться в организме, вызывая более серьезные заболевания вплоть до онкологии.
Оказывается, что на улице в основном мы дышим песком, остатками асфальтового покрытия, выхлопными газами от автомобилей, выбросами с котельных и предприятий и стертыми резиновыми покрышками. Эти данные подтверждаются российскими исследованиями в научных институтах.
Картина выглядит довольно просто: зимой для борьбы с гололедом на дороги рассыпаются десятки тысяч тонн песка и гранитной крошки, которые под колесами автомобилей во-первых, сами размалываются в мелкую пыль, во-вторых, своими острыми гранями как наждаком стирают асфальт и покрышки автомобилей.
Масла в огонь подливают еще и шипованные шины, которые намного быстрее разрушают песок и асфальт.
Вся эта смесь за несколько месяцев покрывается автомобильными и промышленными выбросами: масляной и бензиновой пленкой, тяжелыми металлами. Пока данная смесь перемешана со снегом, она не представляет большой опасности, так как не поднимается в воздух. Разве что грозит запачкать одежды прохожих и автомобили. Однако, как только снег растает и все подсохнет, так этот «пылевой коктейль» поднимается в воздух.
Основным источником пыли является дорожный песок. Только вдумайтесь в цифры: средний город России использует за зиму от 100 до 300 тысяч тонн песка. В Москве до 2000 года на 1 кв. метр дороги за зиму высыпали до 15 кг песка. Основная проблема этого фрикционного материала в том, что он не растворяется. Поэтому все, что было рассыпано за зиму, остается на улицах города. Лишь небольшая часть этой смеси удаляется вместе со снегом. По оценкам дорожников это где-то 40-60% всего объема. Остальное забивается в поры асфальта, собирается по обочинам и поднимается в воздух при самом легком ветре.
При этом сухой песок на асфальте создает аварийные ситуации на дороге. И это не только по причине снижения видимости из-за пыли. Исследования показали, что песок снижает коэффициент сцепления колес с дорогой в 2 раза ниже нормативного. Автомобиль по песчинкам скользит, как на роликах.
Как избежать таких неприятностей?
В отличие от пескосоляной смеси, противогололедные реагенты растапливают лед, что позволяет очистить поверхность до асфальта и достигнуть необходимого коэффициента сцепления. В процессе взаимодействия антигололедных средств со снегом образуется рассол с пониженной температурой замерзания. Он-то и не дает образовываться наледи и смерзаться снегу.
Многокомпонентные противогололедные материалы состоят из комбинации природных минералов с добавлением компонентов, улучшающих их свойства: увеличение продолжительности плавления льда, широкий температурный диапазон до -30 °С, увеличенная плавящая способность, полная растворимость без следов и грязи, снижение коррозионной активности.
При этом косвенные затраты при использовании современных реагентов значительно снижаются, а некоторые вообще отпадают за ненадобностью. Так для хранения антигололедных составов не нужны полигоны и техника для их смешивания. Полностью растворяясь, противогололедные составы не забивают ливневые стоки, сокращают объем снежной массы, а значит и расходы на его вывоз. Имея нормы расхода в 5-6 раз меньше, чем у пескосоляной смеси, для обработки ими требуется меньше дорожной техники и топлива, а очистка дорог происходит намного быстрее.
В Европе и за океаном уже давно не применяют такие архаичные средства как песок с солью, а идут в ногу с технологиями и в городах обрабатывают дороги многокомпонентными реагентами. Например, в Норвегии несколько лет используют составы типа «Бионорд», который разработан группой научно-исследовательских институтов и применяется в десятках регионах России. Продукция имеет все необходимые сертификаты и соответствует Европейским стандартам качества.