Когда требуется экстренно увеличить коэффициент сцепления при температурах настолько низких, что воздействие химических средств замедлено, и когда уборка снега или образовавшегося льда требует значительных усилий в борьбе с зимней скользкостью, дорожные службы применяют абразивные материалы (отдельно или в смеси с химическими реагентами). В любом случае они не способны в полной мере обеспечить защиту от обледенения. Функция абразивов – обеспечение коэффициента сцепления, но она имеет лишь кратковременный характер, т.к. транспортные средства моментально смещают распределенные абразивные материалы на придорожную полосу. Применение абразивов для защиты от обледенения не дает ощутимых преимуществ.
В связи с высокой стоимостью применения абразивов и последующей очистки от них автомобильных дорог и дренажных систем, а также из-за потенциальной опасности пылевидных частиц, их применение не эффективно для защиты от обледенения. Так, гранитная крошка имеет повышенную эффективную активность природных радионуклидов. Разрушаясь при взаимодействии с колесами транспортных средств и дорожным покрытием, он образует мелкие механические фракции, в том числе пыль. Кроме того, попадая в ливневую канализацию, он значительно уменьшает ее пропускную способность.
Щебень в процессе истирания колесами транспортных средств разрушается и образует мелкодисперсные взвешенные вещества, размер частиц которых меньше 10 мкм (PM-10). Эти частицы крайне опасны для людей, поскольку не выводятся из организма. Во многих российских городах весной возникает повышенная запыленность из-за применения абразивов. Многие европейские столицы до перехода на противогололедные реагенты также страдали повышенным содержанием PM-10 в конце зимы и весной. Общепринятый норматив по РМ-10 в Европейском Союзе – 40 мг/м3 в год. В столице Австрии – Вене потребление мелкого гранитного щебня постепенно снизилось с 20 тысяч до 3 тысяч тонн.
Согласно комплексной почвенно-экологической оценке многокомпанентные противогололедные материалы и иные ПГМ на их основе оказывают наименьшее негативное воздействие на почву и зеленые насаждения.
Установлено, что растворение CaCl2 происходит значительно быстрее, чем растворение NaCl. Причина в том, что CaCl2 быстро растворим в поглощаемой из воздуха влаге (при температуре воздуха до -9° С абсорбирует влагу уже при относительной влажности воздуха 42%.
Многокомпанентный противогололедный материал в твердом состоянии абсорбирует влагу до тех пор, пока не растворится, а в состоянии раствора продолжает абсорбировать влагу до тех пор, пока не достигнет равновесия между упругостью паров раствора и упругостью паров воздуха. Во время растворения CaCl2 выделяется большое количество тепла, при этом идет процесс гидратации.
Современные методы борьбы с зимней скользкостью в США, Западной Европе, Москве характеризуется переходом к твердым противогололедным материалам на основе химически чистых реагентов.
Отказ от применения технической соли и песчано-солевых смесей на ее основе как основного ПГМ и применение чистых реагентов хлоридной группы (включая многокомпонентные соединения) рассматривается в качестве эффективного мероприятия в борьбе с зимней скользкостью и методом улучшения почвенного покрова, растительности и водоемов. Присутствие кальция в качестве одного из основных компонентов в ПГМ препятствует ухудшению физико-химических и агрохимических свойств городских почв, так как он относится к весьма подвижным элементам гидрологического режима городских почв придорожной полосы автомобильных дорог.
По материалам ГК «Инновации. Технологии. Решения»