В отличие от песка реагенты полностью растворяются и вывозятся с талым снегом, при этом они состоят из минеральных солей, которые давно изучены и безопасны для людей. «В них используется поваренная соль, пищевая добавка хлористый кальций, добавка в корм животных формиат натрия и в качестве фрикционного материала мраморный щебень. Все эти вещества достаточно известны», – подчеркнула Анна Климентова, руководитель аппарата Национальной ассоциации зимнего содержания дорог. По словам эксперта, реагенты напоминают по составу морскую воду, которую никто не считает аллергеном.
Экологичность «Бионорда» недавно проверил отдел организации санитарного надзора по коммунальной гигиене Роспотребнадзора. Его сотрудники проанализировали материал по нескольким позициям, в том числе, «по острой токсичности, ингаляционной опасности, кожно- раздражающему действию», а также по содержанию тяжелых металлов.
Исследование провели в Москве, где материал применяют почти 10 лет. «Учитывая результаты исследования можно сказать, что противогололедные материалы, исследуемые нами, относятся к веществам малоопасным при ингаляционном пути поступления, не имеют острой токсичности», – рассказал начальник управления отдела Тимур Мурагимов на круглом столе, посвященном безопасности реагентов, который состоялся в Госдуме 20 ноября.
Ранее о безопасности реагентов для людей говорил главный внештатный специалист аллерголог - иммунолог Департамента здравоохранения Москвы Александр Пампура. «Однозначно могу сказать, что реагенты, которые используются в городе, не вызывают аллергии», – отмечал он.
Московские экологи также держат на контроле влияние «Бионорда» на почву. Виктория Мазлова из столичного департамента природопользования и охраны окружающей среды рассказала, что, начиная с 2009 года, «Мосэкомониторинг» регулярно отбирает пробы снега, почвы, грунтовых и сточных вод, а также смывы с листьев растений. «Смотрим как меняется ситуация (первый снег, середина зимы и начало весны, анализируем почвы и зеленые насаждения). Результаты у нас положительные», – рассказала эксперт, отметив, что концентрация хлоридов в почве по последним замерам ниже в два раза, чем за предыдущие зимние периоды, а засоленность почв в городе снизилась в 3 раза по сравнению с 2009 годом, и 97% придорожных газонов в Москве не засолены.
Красноярск – далеко не первый город, в котором применяют «Бионорд». «Наше предприятие выпускает «Бионорд» уже более 12 лет. За это время формула неоднократно совершенствовалась, а технология применения модернизировалась. Однако каждый город уникален. Парк спецтехники, улично-дорожная сеть, количество сотрудников в подрядных организациях, интенсивность автомобильного движения, климатические условия – эти переменные требуют адаптации технологии. Именно над этим сейчас работают красноярские дорожники», – считает коммерческий директор УЗПМ Евгений Немировский.
Использование современных средств для борьбы со льдом – мировой тренд, обусловленный растущей интенсивностью дорожного движения. Чтобы город продолжал двигаться, улицы должны быть чистыми от снега и льда. Именно на это нацелено применение противогололедного материала «Бионорд», делающего проезжую часть и пешеходные зоны безопасными зимой.
К слову, во всех городах, где применяется «Бионорд», достигнут схожий эффект: за время использования противогололедного средства в Москве количество ДТП из-за неудовлетворительных дорожных условий снизилось на 67%, в Казани – на 45%, в Екатеринбурге – на 72%.
Современный реагент «Бионорд» в Красноярске начали применять прошлой зимой в связи с необходимостью выполнять требование ГОСТа, который обязывает муниципалитеты расчищать дороги зимой до чистого асфальта. По словам экспертов, аналогичные средства используют во всех странах, где есть стандарт «черного асфальта». Только так можно обеспечить хорошее сцепление колес с дорожным покрытием и, как следствие, безопасность водителей и пешеходов. Пескосоляная смесь, которая раньше применялась в Красноярске, не в силах справиться с этой задачей.
Кстати, Россия – единственная в мире страна, где на дороги высыпают десятки тысяч тонн песка на улицы густонаселенных городов, добавляя его к уже существующей грязи. Такая смесь не только засоряет ливневые канализации, но и требует дополнительной уборки в весенне-летний период. Использование песка за рубежом крайне ограничено, потому что материал негативно влияет на здоровье жителей. Кристаллы налипают выбросы автотранспорта и промышленных предприятий. Измельчаясь, дорожный песок превращается в пыль и весной поднимается в воздух, которым дышит весь город. Эта ядовитая взвесь вызывает легочные заболевания, аллергии и прочие недуги.