Быть или не быть… льду? Как в Москве борются с дорожным травматизмом, 04 фев 2016 — УЗПМ, Киров

Быть или не быть… льду? Как в Москве борются с дорожным травматизмом

Этой зимой на столицу обрушилось аномальное потепление, и дороги покрылись тонкой коркой льда. На повестку дня сразу встал вопрос — как справится с гололёдом?

Вопрос необходимости применения реагентов в Москве каждый зимний сезон стоит очень остро. Ведь у обработки улиц таким способом есть немало противников. При этом сегодня проведено немало исследований на данную тему, которые легко развеивают большую часть страхов и предубеждений. Нужны ли Москве реагенты и почему их зачастую называют единственным способом быстро избавиться ото льда, разбирался АиФ.ru.

Соль, песок и мрамор

Традиционно реагентами считают белую крошку, которую часто можно увидеть на тротуарах Москвы. На самом деле это не совсем так. Сегодня в столице используют 2 вида реагентов: жидкие и твёрдые. Причём вторые чаще применяются, когда температуры на улице совсем низкие. Сами по себе они представляют комбинированные вещества, обладающие высокой снегоплавильностью. При этом, как говорят эксперты, они оказывают минимальное влияние на природу.

Все реагенты, используемые в Москве, проходят жёсткий контроль. В рамках его на каждое вещество, которое будет использовано на улицах города, оформляется паспорт безопасности, паспорт качества, заключение санитарно-эпидемиологических органов, государственной экологической экспертизы федерального уровня, а также заключение о лабораторных исследованиях. В рамках последних проводится проверка воздействия противогололёдных веществ на различные объекты, животных, здоровье человека, на плодородие, состояние почвы и различных зелёных насаждений, на водные объекты и очистные сооружения.

Кроме того, перед тем как начать применение таких составов на улицах, проводят тестовые испытания на специальной площадке и опытные работы по очистке улиц на ряде объектов дорожного хозяйства. Специальный контроль в обязательном порядке проходит каждая партия реагентов!

Эти данные подтверждают и проведённые тесты, согласно которым 93,6% проб обработанных почв различных придорожных территорий не засолены. При этом превышение по содержанию хлорид-иона и натрия в пробах снега снизилось за год вполовину.

Сегодня в Москве используют преимущественно соли. В основе смесей против льда содержатся натрий хлор, калий хлор, щебень, песок и мраморная крошка. Кстати, именно последнюю зачастую и видят люди на тротуарах, ошибочно принимая её за комки соли. Она добавляется в состав противогололёдных веществ с целью повысить безопасность пешеходов.

Дело прошлое

Многие противники реагентов любят апеллировать к тому, что было раньше, и утверждают, что лучше обычного песка ещё ничего не придумано. На самом деле используемая до 1994 года песко-соляная смесь была гораздо вреднее с точки зрения экологии. Она попадала в стоки и забивала их, портила газоны и деревья. Кроме того, с дорог автомобили довольно быстро её разбрасывали, и приходилось регулярно подсыпать покрытие. К тому же подобного рода обработка не защищала пешеходов от травматизма.

А применение современных противогололёдных препаратов способствует существенному снижению ДТП и обеспечивает безопасный переход пешеходов через дороги — за последние пять лет уровень травматизма в Москве снизился с 3476 случаев до 76!

Порой оппоненты реагентов отсылают и к данным исследований за 2009 год. Однако они серьёзно устарели, так как с 2010 года Москва перешла на совершенно иные варианты обработки улиц. Тогда при выборе таких средств опирались на мировой опыт. И именно тогда было принято решение отказаться от эффективных, но вредных средств на основе ацетатов. Реагенты, которые сегодня используются в Москве, применяются в Канаде и других странах.

Доводы сторонников реагентов подтверждают и данные исследования Департамента здравоохранения Москвы. Там на 100% опровергли распространённое мнение, что противогололёдные препараты приводят к развитию аллергических реакций.

Точечное применение

Сегодня реагенты используют не только в массовом порядке — когда специальные машины разбрасывают их по дорогам. Не менее популярной практикой стало и точечное их применение. Для этого широко используются распределители и тележки-дозаторы.

Переживать за то, что реагенты остаются на дорогах и в почве, не приходится. Ведь согласно действующим нормативам, снег, с которым они смешиваются, вывозят на снегоплавильные станции, которых в столице довольно много — 56 стационарных пунктов и 145 мобильных. За счёт этого существенно снижается возможность попадания химических веществ в почву и воду.

Кроме того, Департамент природопользования уже 7 лет ведёт мониторинг воздействия реагентов на компоненты окружающей среды. Для этого всю зиму берут пробы снега, воды и почвы на исследования — около 2000 различных экземпляров. И пока ещё не было отмечено ни одного опасного превышения количества веществ, составляющих реагенты.