По прогнозам Росгидромета, Россию ждет нормальная русская зима, то есть множество циклонов, частых смен погоды и достаточное количество снега. Как в Челябинске готовятся к холодному сезону, мы узнали в управлении дорожного хозяйства администрации города.
Два года назад в столице Южного Урала опробовали новые методы борьбы с гололедицей – «Бионорд» Уральского завода противогололедных материалов (УЗПМ). По словам дорожников, средство полностью оправдало их ожидания.
– Противоголедный реагент «Бионорд» нам был интересен давно, к его непосредственному использованию нас сподвигнули определенные обстоятельства, - рассказывает начальник дорожного отдела Управления дорожного хозяйства администрации г.Челябинска Алексей Гурин. – Как вы знаете, в апреле 2012 года в нашем городе проводился чемпионат Европы по дзюдо. В апреле субботники, уборка городских улиц обычно в самом разгаре. Мы преследовали цель минимизировать количество мусора на дорогах, особенно на тех, по которым лежал маршрут международных делегаций. Именно поэтому было решено зимой 2011-2012 прибегнуть к использованию «Бионорда». И по весне мы были приятно удивлены результатами: на тех дорогах, которые обрабатывались средством, практически не осталось грязи. Когда сошел снег, после реагента не пришлось очищать ливневую канализацию и газоны. Все потому, что материал не содержит ненужных примесей.
Первоначально обрабатывалось всего 5-6 центральных улиц, а уже к концу зимы 2012 года «Бионордом» посыпали 2 млн из 6,5 млн квадратных метров дорог в Челябинске. В прошлую зиму «Бионордом» обрабатывалось тоже где-то 30% дорог. В основном речь о центральных дорогах города – проспекте Ленина, Свердловском проспекте (частично), Блюхера, Воровского, улицах Российской, Тимирязева, Красной, Труда (от Свердловского пр. до «Родничка»), Сони Кривой, Лесопарковой, Худякова, Энтузиастов, Героев Танкограда, Бажова, Комарова, Гагарина, частично Бр.Кашириных, а также Копейское шоссе.
Все помнят, какие заторы и пробки образуются на дорогах, во время снегопада. Нельзя сказать, что две прошлые зимы были чересчур снежными, но даже в те считанные дни, когда бушевала стихия, использование «Бионорда» разряжало ситуацию. Ведь песко-соляная смесь, которой и сейчас посыпают 2/3 дорог города, неизбежно трансформируется в снежную кашу, а та в свою очередь способствует увеличению дорожно-транспортных происшествий. Однако, даже частичный переход на современные противогололедные материалы позволил значительно улучшить ситуацию на дорогах. Так, по информации Управления дорожного хозяйства администрации г.Челябинска, в прошлую зиму, благодаря применению реагента, уровень аварийности снизился на 12.2% по сравнению с позапрошлой зимой.
– Точной статистики, наглядно бы подтвердившей снижение аварийности на дорогах, которые зимой обрабатывают противогололедным реагентом, у нас, к сожалению, нет, - признается начальник отдела пропаганды ГИБДД УМВД России по г.Челябинску Алексей Горшков. – Но есть такое понятие как «неудовлетворительное состояние дорог». И когда дороги в тридцатиградусный мороз посыпают песко-соляной смесью, их состояние становится именно таким. Потому что смесь работает лишь до минус 10 десяти градусов. Единственное, что делает соль – на очень короткое время растапливает гололед, а потом снова замерзает. Главное преимущество противогололедного реагента «Бионорд» в том, что он работает и при очень низких температурах – и при минус 20, и при минус 30 градусах. Кроме того, по весне его не нужно убирать. Единственный минус может возникнуть вследствие неправильной уборки антигололедного средства. Через 3-4 часа после использования «Бионорда» дороги следует почистить. В противном случае получится все та же снежная каша, которая при резком понижении температуры может превратиться в ледяную массу. Но тут претензии не к реагенту, а к качеству работы дорожников.
Положительное мнение о работе новой антигололедной смеси разделяют специалисты дорожных служб всех городов, где она применяется, – Екатеринбурга, Самары, Казани, Ижевска, Краснодара, Новосибирска, Санкт-Петербурга и Москвы.
– Возможно, если бы песко-соляную смесь использовали грамотно и перед тем, как ее насыпать, дороги хотя бы хорошенько чистили, от нее был бы толк, - отмечает один из руководителей форума Клуба автомобилистов «Carsclub» Челябинска Николай ДЕРЯБИН.
– Два года назад у меня случилось ДТП на повороте на Чурилово: было скользко и мой автомобиль не вписался в поворот. Хотя, замечу, что этот участок дороги был щедро усыпан песко-соляной смесью. Просто-напросто его перед этим не почистили как следует. Еще один минус песко-соляной смеси: она действительно разъедает кузова машин. В конце прошлого года мой приятель пригнал новый «Мерседес» из Москвы. Уже через некоторое время ему пришлось перекрашивать низ машины, поскольку песко-соляной смесью разъело все лакокрасочное покрытие. Те, кто зимой регулярно ездит по дорогам, которые обработаны реагентом, на состояние авто не жалуется.
Так газоны Челябинска выглядели с применением песко-соляной смеси... / Фото: Александр Фирсов |
–- Я не замечал резко негативного воздействия соли на зимнюю резину, - рассуждает челябинский правозащитник, представитель интернет-сообщества «Юридическая грамотность автомобилистов» Юрий Панченко, - скажу о другом. Песко-соляная смесь состоит не только из песка. Если проехать по дороге сразу после обработки этой смесью, то по стеклу, фарам лакокрасочному покрытию начинают стучать далеко не песчинки. В результате - трещины и сколы.
Свое мнение об использовании реагента и вреде песка с солью высказали и жители Челябинской области.
– Я не водитель, поэтому не знаю насчет негативного воздействия на резину, - призналась менеджер строительной фирмы Екатерина Друх, - но как пешеход я в курсе, что от пескосоли страдает моя обувь. Вся беда в том, что я обожаю замшу. После каждой зимы все сапоги в белых разводах, их можно смело выкидывать.
На ту же проблемы пожаловалась и другая читательница «АиФ-Челябинск» Анастасия Захарова:
– Обувь теряла товарный вид после трех месяцев хождения по тротуарам, на которые зимой сбрасывали излишки смеси с дорог. Я живу на улице Энтузиастов, два года назад участок дороги рядом с моим домом стали обрабатывать реагентом. Одно время наблюдались волнения челябинцев: говорили, мол, он вреден для окружающей среды, особенно для газонной почвы. Ничего подобного! Как учитель экологии, могу сказать, что на корневую систему травы «Бионорд» пагубно влиять не может. Я убедилась на собственных наблюдениях. Почва не засоляется и по весне трава на газонах, расположенных вдоль дорог, которые обрабатывались зимой реагентом, зеленеет ничуть не хуже, чем на любом другом участке земли!
В «Бионорде» доля хлорид натрия, который используется в песко-соляной смеси, снижена. Добавлены вещества, которые уменьшают влияние на почву, обувь и металл. Кроме того, для того, чтобы растопить лед, этого противогололедного материала нужно в 6-7 раз меньше, чем песко-соляной смеси.
...А так выглядят газоны с применением «Бионорда» / Фото: Александр Фирсов |
Огромное сожаление у челябинцев вызывает тот факт, что пока зимой можно увидеть по-летнему черный асфальт в основном возле учреждений власти и администрации крупных предприятий. В челябинском Управлении дорожного хозяйства главным аргументом тому называют высокую стоимость противогололедного материала «Бионорд».
– Предстоящей зимой увеличение объемов применения реагента не представляется возможным, следовательно количество обрабатываемых им улиц пока останется тем же, - заявил Алексей Гурин. – К сожалению, дорожные предприятия в целом не укладываются в общую стоимость зимнего содержания дорог. Поэтому в Челябинске параллельно применяются и песко-соляная смесь, и «Бионорд».
– Конечно, реагент стоит в разы дороже песко-соляной смеси, – соглашается Алексей Горшков, – и, на мой взгляд, в первую очередь нужно обращать внимание на самые критичные места – пешеходные переходы, светофоры, перекрестки, подъемы, то есть те участки дорог, на которых водители вынужден притормаживать.
Хотя у такой «выборочной» обработки есть и негативный эффект: попав с чистого дорожного полотна центральных улиц в песчано-соляную кашу, водителям намного сложнее справиться с управлением.
Чем больше выпадает снега, тем чаще следует повторять обработку дорог антигололедным реагентом. Если прогнозы относительно предстоящей снежной зимы сбудутся, значит, дорожникам придется усиленно трудиться. Впрочем, с таким подспорьем работа им не должна принести больших хлопот. «Бионорд» за два года показал, что эффективен в борьбе с плотным снегом и льдом, а также с наледью после коммунальных аварий. Он значительно сокращает объемы работ по вывозу снега и избавляет от необходимости использовать тяжелую спецтехнику, которая нередко повреждает полотно и разметку.