Где скользко, там и бьются. По статистике, больше половины аварий зимой происходят из-за гололеда на дорогах. 70 лет в России на скользких трассах используют песок и соль. В Европе, например, уже давно перешли на гранитную стружку. Но для Барнаула это пока дорого и неудобно. В чем соль борьбы с гололедом — выяснял Максим Емельянов.
— Рассыпал соль — жди беды. Так говорят хозяйки. Дорожники с этим утверждением категорически не согласны. Они каждый день высыпают на дороги килограммы соли, — сказал Максим Емельянов, корреспондент.
32 грамма соли на один квадратный метр. В таком количестве реагент зимой поступает на городские улицы. Песко-соляную смесь в коммунальном хозяйстве используют почти век, но специалисты уверены — этот способ борьбы с гололедицей остаётся самым действенным.
— В нашем климате это самое эффективное средство борьбы с гололедом, наледью и снегом, — подчеркнул Андрей Овсянников, главный инженер участка Центрального района МУП «Автодорстрой».
В этой насыпи — больше 5 тонн песко-соляной смеси. Этого запаса дорожникам Центрального района Барнаула хватит на пару месяцев. Смесь по техническому регламенту рассыпают при температуре не ниже 15°C. На прошлой неделе погода дала коммунальщикам возможность поработать. По городу замелькали пескоструйные машины. Этим остались недовольны автолюбители. Они говорят, железным коням на солёных дорогах приходится несладко.
В странах Скандинавии с гололедицей борются другим способом. Дороги посыпают гранитной стружкой. Потом её собирают пылесосом и используют ещё несколько лет. Алтайские коммунальщики и рады бы взять этот способ на вооружение, но это деньги на ветер. Причем в прямом смысле слова. В нордических странах грейдеры срезают только верхний слой снега. У нас же по нормативам на главных дорогах нужно счищать всё практически до асфальта — стружка держится плохо. Присущая Алтаю ветренная погода сведёт труды коммунальщиков на нет. Единственный эксперимент — переход на другие реагенты. В этом году ими начали обрабатывать некоторые дороги.
— На федеральных дорогах применяется новый материал — «Бионорд». Это материал, который можно применять при более отрицательных температурах, — сказал Олег Лугачев, заместитель начальника «Алтайавтодора» по эксплуатации автомобильных дорог.
На Алтае новый материал пока не обкатан. Хотя, по первым впечатлениям некоторых специалистов, он уступает по эффективности песко-соляной смеси. А вот по цене значительно дороже. В интернете в последние годы часто появляются ролики о вреде реагента для экологии, здоровья человека и животных. Пока общественность и учёные мира спорят, алтайские коммунальщики действуют. По-старинке. Смесь песка и соли остается компромиссом в споре между теми, кто ратует за безопасность на дорогах, теми, кто опасается за автомобиль, и защитниками окружающей среды.