На днях в мэрии Екатеринбурга отчитались о готовности уборочной техники к зиме. В этом году на дорогах города будет работать порядка 450 машин. Это самосвалы, грейдеры, бульдозеры и снегопогрузчики. В том числе и новые трактора «Беларусь», которые были куплены за счет городского бюджета.
С гололедом, как и раньше, будут бороться, используя современные противогололедные материалы и щебень.
- Дороги будут чистить «Бионордом», а тротуары – мелкофракционным щебнем. В продвинутых городах – такая схема действует уже несколько лет, - пояснили в пресс-службе администрации Екатеринбурга.
В прошлом году на закупку противогололедных материалов из бюджета было потрачено более 100 миллионов рублей. И, по словам коммунальщиков сейчас в хранилищах осталось более 200 тонн реагентов. Этого должно хватить для борьбы с гололедом на весь четвертый квартал 2017 года, если погода не преподнесет сюрпризов.
- Когда запасы иссякнут, городские власти планируют заключить новые контракты на поставку в город противогололедных материалов и мелкофракционного щебня, - заявил заместитель председателя Комитета благоустройства Владимир Капустин. – Город намерен продолжать использовать «Бионорд».
Как поясняют дорожники, выбор реагента – важный этап городского благоустройства: от него зависит не только чистота на улицах, но и безопасность людей.
Зарубежные и российские исследования однозначны: при наличии на дороге любого вида зимней скользкости: льда, наката или снега, число аварий вырастает вдвое. Поэтому в Европе, Скандинавских странах и у нас в том числе существует требование по очистке дорожной поверхности до асфальта на дорогах с интенсивным движением. Под уплотненным снегом содержатся лишь дороги, где количество автомашин не превышает 1500 в сутки. Такие части посыпают щебнем или горячим песком, чтобы повысить шероховатость снежного покрова.
Но в крупных населенных пунктах любой страны мира, где бывает снег, его убирают полностью. Самый простой и распространенный способ это сделать – растопить противогололедными реагентами, которые представляют собой разные виды солей и находятся в большом количестве в природе.
Вторая серьезная проблема, которая решается с помощью применения солей – это снижение загрязнения воздуха. Исследования Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) давно доказали, что каждая 7 смерть на планете происходит из-за воздействия пыли. Мелкие частицы виновны в возникновении сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний, снижении иммунитета и росте количества аллергических реакций. Разработаны международные программы по снижению количества пыли в населенных пунктах. Среди рекомендаций отказ от угольных котельных, установка улавливающих фильтров на предприятиях, совершенствование топлива для автотранспорта, и запрет на использование песка в качестве противогололедных материалов.
Дело в том, что за зиму дорожные службы высыпают десятки тысяч тонн песко-соляной смеси на улицы, что провоцирует появление пылевых поземок, которые становятся традиционным символом прихода весны.
За примерами ходить далеко не надо: Челябинск и Санкт-Петербург – крупные города, где активно используют песок, весной и летом задыхаются от пыли. В Санкт-Петербурге, например, на улицы высыпается до 100 тысяч тонн песка за зиму. Борьбе с гололедом это не помогло – рост аварийности из-за скользких дорог за последние 2 года там составил более 30%, увеличилась тяжесть травм пешеходов. А по весне культурную столицу России накрыли облака пыли. С потеплением уже несколько лет врачи фиксируют всплеск бронхитов, приступов астм и глазных инфекций.
Ситуация стала настолько серьезной, что местный институт Министерства здравоохранения провел исследования дорожного весеннего смета по воздействию на людей.
Результаты шокировали. «Песочек» на дороге превращается в крайне опасный отход, в котором в десятки раз превышены нормы по тяжелым металлам – свинцу, мышьяку, кадмию и другим. При потеплении и небольшом ветре эта пыль легко поднимается в воздух и проникает в легкие и бронхи, провоцируя болезни дыхательных путей, аллергические реакции, кожные заболевания и даже онкологию. Убрать такую пыль с улиц не просто. Проще ее не создавать.
Опасность песка для здоровья жителей и его неэффективность при уборке дорог зимой лежали в основе принятия решения чиновниками Екатеринбурга об отказе от песчаных смесей в 2007 году и переходе на растворимые противогололедные материалы.
А до этого по старинке сыпали песок. В мэрии уточнили, что за сезон уходило до 40 тысяч тонн потенциально опасного материала.
Сейчас же применяется около 10 тысяч тонн многокомпонентного растворимого «Бионорда» Уральского завода противогололедным материалов.
Чтобы проверить, соответствует ли «Бионорд» требованиям стандартов, применяемым к противогололедным материалам по содержанию нерастворимого остатка, на базе УралДорНИИ прошли испытания.
В качестве образцов взяли техническую соль, «Бионорд» и еще один реагент, купленный в магазине. Каждый растворяли в дистиллированной воде и размешивали с помощью магнитной мешалки, чтобы посмотреть, сколько останется осадка. «Бионорд» показал минимальное значение.
- Для сравнения в песко-соляной смеси, не менее 95% нерастворимого остатка: 5% соли и 95% песка, – пояснил директор УралДорНИИ Александр Дедюхин. – В Бионорде остается максимум 1,5% нерастворимого остатка.
То есть, с килограмма материала вы не получите даже 2 грамм грязи.
Интересно отметить, что техническая соль и еще один реагент показали более 2% нерастворимого остатка, они значительно дольше растворялись, а значит, на дороге медленнее бы плавили лед, а значит, хуже боролись бы с наледью.
Чтобы выяснить, почему реагенты ведут себя по-разному и чем так отличается Бионорд, мы дозвонились до представителей предприятия.
В пресс-службе Уральского завода противогололедных материалов, где выпускается препарат, нам рассказали, что Бионорд появился на отечественном рынке в результате многолетних испытаний профильных институтов России: дорожных, медицинских, кожевенно-обувных. Зарубежные аналоги уже давно с успехом использовались в странах Европы, США и Канаде.
- По сути Бионорд - это небольшие белые гранулы, в которых компоненты соединены в определенных пропорциях, - объясняют в пресс-службе УЗПМ. - Если песко-соляной смеси на квадратный метр требуется порядка 200-400 граммов, то Бионорда нужно от 40 до 70 граммов. Вещества в гранулах подбираются так, чтобы и лед расплавили, и безопасными были, как для человека, так для животных и природы.
В реагенте используются натуральные соли, которые мы потребляем в пищу изо дня в день. Например, хлористый натрий – в народе – поваренная соль. Однако, в чистом виде соль достаточно агрессивна для растений и металла.
По этому факту мы попросили сотрудника завода объясниться.
- Действительно, в чистом или однокомпонентном виде практически все соли обладаю определенными недостатками. Собственно поэтому исследователи УЗПМ разработали многокомпонентную формулу: это комбинация разных видов солей, которые нивелируют отрицательные стороны друг друга и дополняют положительные, - объясняет пресс-секретарь завода Анна Шандор. – Так, в Бионорде для дорог соединены хлористые соли натрия, кальция, калия, биоразлагаемые соли и ингибиторы коррозии. В рецепте для пешеходных зон добавлена мраморная крошка для мгновенного действия. В состав реагента входят вещества, которые изо дня в день люди едят, пьют, мажут на волосы, надевают на себя и при этом не испытывают никакого дискомфорта.
Продукция прошла медицинские и ветеринарные исследования. Не вызывает аллергии, не испаряется.
Материалы завода давно применяют в зоопарках, в том числе и в Екатеринбурге. Им посыпают Красную площадь и Кремль, убирают территории Эрмитажа, школьных и больничных комплексов, а в 2014 году доверили Олимпийские объекты в Сочи и маршрут Олимпийского огня от Петропавловска-Камчатского до Краснодара. За значительный вклад в безопасность при проведении международных игр, УЗПМ был удостоен медали от Президента Российской федерации.