Основное производство – цех противогололедных материалов – работает 24 часа в сутки. Именно здесь производится продукция, востребованная не только в России, но и в городах ближнего и дальнего зарубежья. За всем процессом, происходящим внутри огромной установки, следят операторы.
– Я уже три года работал стропальщиком, – вспоминает Игорь Пономарев, – когда на завод приехали немцы, чтобы установить новое оборудование. Пока они вели наладочные работы, наше руководство отбирало рабочих для обучения новой профессии. Я тоже попал в этот список – вытянул счастливый билет. Честно сказать, приступать к работе было и страшно, и интересно. Но у меня получилось.
Это потом, уже через некоторое время, Игорь будет слышать любое изменение в работе механизма и на слух определять, где что-то пошло не так. Иногда приходилось выходить из операторной, где расположены мониторы пульта управления, на узлы линии автоматизированной установки. А она не просто большая. Высотой, наверное, в три-четыре этажа! То и дело сюда подъезжает погрузчик с сырьем, которое загружается в огромный бункер. Затем сюда же добавляются различные компоненты, происходит механическая обработка, смешивание. На выходе – готовая продукция, та самая единая противогололедная гранула. Вот за этим процессом и за работой всего оборудования и следит оператор.
Игорь всю жизнь прожил на Матросово в собственном доме. С малых лет ходил с отцом на рыбалку, помогал по дому. Учился в 6-й школе, затем в Краснокамском целлюлозно-бумажном техникуме, занимался спидвеем у Ивана Симикова. Потом четыре года проработал в УТТ «Спецнефтетранс», где трудились его дед и отец. Это была настоящая рабочая династия. К сожалению, на предприятии наступили нелегкие времена. Игорь стал подыскивать себе другую работу. И зайдя на УЗПМ, вышел из отдела кадров стропальщиком. Его полностью устроили и условия, и заработная плата. А потом произошел тот самый случай – иначе как счастливым Игорь его не называет. За семь лет работы оператором установки он ни разу не пожалел о своем выборе. Став бригадиром, он не считает себя начальником.
– У нас в бригаде отличные рабочие отношения, – говорит Пономарев. – Каждый – специалист своего дела. Все работу знают, и проверять ее не нужно.
По крутой лестнице мы поднимаемся в операторную. Игорь постоянно предупреждает: «Осторожнее! Аккуратнее!» Да… Высота приличная, и это только второй этаж. Запрокинув голову, можно увидеть множество трубопроводов различного назначения, убегающих куда-то вдаль. Все гудит, вибрирует, живет.Александр Лямин, с которым Пономарев работает в паре, отзывается о бригадире как об уравновешенном человеке:
– Ребята его уважают, начальство прислушивается к Игорю.
Такого же мнения придерживается и сменный мастер Алексей Порубов:
– Я работаю с Игорем два года. Из многих бригадиров, с которыми мне пришлось трудиться, он самый ответственный, знает в нашем цехе каждый винтик, каждый болтик. Даже по звуку определяет любую нестандартную ситуацию в работе механизмов. Что тут скажешь – человек на своем месте!
Игорь смущенно улыбается: – Просто мне нравится моя работа, мой коллектив. Я считаю, что делаю полезное и нужное дело. А уж если за него взялся – надо работать так, как положено.
Семья Пономаревых продолжает жить в отцовском доме. Пока у них только одна дочь Мария, но они подумывают о братике или сестренке для нее. Времени для отдыха мало. Тот, кто живет на земле, это знает прекрасно. Есть и свое хозяйство, и живность, и огород. Весной особенно много времени уделяется посадкам (ну кто же, право, откажется от свежей зелени на своем столе?).
В выходные Игорь любит посидеть с удочкой, причем его не пугают ни крепкие морозы, ни жаркое солнце с непременными комарами. Особенными трофеями не хвалится, ведь рыбалка для него – время для размышлений, воспоминаний о детстве, мечты о будущем. «Вот хотим всей семьей отправиться в путешествие по Уралу, – делится Игорь, – посмотреть красоту нашей земли». В последнее время он стал посещать тренажерный зал (завод заботится о здоровье своего коллектива и оплачивает спортивные занятия), и это уже потихоньку превращается в увлечение. Он на минуту отвлекается, всматриваясь в монитор, потом, извинившись, выбегает проверить очередной этап производства. Это правильно – работа прежде всего. Вернувшись, снова говорит о дочке:
– Маше 10 лет, она увлечена волейболом, занимается в спортивной школе, даже собирается поехать в спортивный лагерь. Я ей не препятствую, стараюсь воспитывать в любви и доброте. Так, как меня воспитывал мой отец. Да и вообще всем, что у меня есть, чего я достиг, – обязан ему, главному человеку в моей жизни.
Когда Игорь был маленьким, отец закладывал в него важные человеческие качества: честность, порядочность, уважение к старшим, доброту. Сын вырос и стал цельным и хорошим человеком, подобно единой грануле, которую он сейчас выпускает.