Как в Европе и России проживают эту зиму, 02 мар 2021 — УЗПМ, Киров

Как в Европе и России проживают эту зиму

Огуречный рассол или современные антигололедные материалы?
Как в Европе и России проживают эту зиму
Как в Европе и России проживают эту зиму, рис. 2
Как в Европе и России проживают эту зиму, рис. 3
01 / 03

Минувший февраль преподнес сюрпризы жителям Европы, Америки и России. Снежные циклоны накрыли снегом города и поселки. Только в одних странах это вызвало чрезвычайные происшествия, оставив на неделю десятки тысяч людей без света, еды и возможности передвижения, как это случилось в США и Европе. А в других, например, в России, лишь замедлив торопливый ритм жизни. В попытке преодолеть гололед за рубежом в ход пошли все подручные средства, включая спитой кофе и огуречный рассол. В то же время во многих городах России использовали современные материалы, в том числе, популярный «Бионорд». Рассказываем, в чью пользу завершилась битва за безопасные дороги.

Итак, циклон «Тристан» и антициклон «Гизела» в начале февраля парализовал Центральную Европу. В некоторых регионах Германии температура воздуха опускалась до минус 25 градусов Цельсия. Из-за обильных снегопадов был парализован железнодорожный и автотранспорт, и большая удача, что снежный апокалипсис свалился на людей в выходные дни, а не в активные будни. Но все же многокилометровых пробок на автобанах избежать не удалось. Даже тонны технической соли, которыми были «удобрены» дороги, не смогли улучшить ситуацию. 

Рассольная история

Когда запасы соли подошли к концу, баварские предприниматели проявили смекалку и нашли способ, как избавиться от своих отходов производства. Компания Develey предложила дорожникам поливать улицы и тротуары огуречным рассолом: фирма специализируется на производстве солений и горчицы и перерабатывает порядка 17 тысяч тонн огурцов. После консервации овощей остается немалое количество рассола. Его-то и предложили пустить в дело, сэкономив тем самым компании деньги на утилизацию отходов. 

Рассол, правда, для начала отфильтруют, затем почти вдвое повысят концентрацию соли - с 10 до 21%. В министерстве транспорта Баварии подсчитали, что благодаря огурцам можно на 5 млн тонн сократить потребление воды и на 700 тонн – использование соли для противогололедной обработки дорог. Если «рассольный» эксперимент удастся, то можно будет обрабатывать 1,5 тысячи километров дорог в радиусе 85 км от завода. Впрочем, пока еще неизвестно, позволит ли погода как следует протестировать этот метод. Необычным такой полученный антигололедный раствор вряд ли назовешь, так как в составе рассолов для соления используются хлористые соли натрия и кальция. Те же самые, что и в противогололедных реагентах, например, в “Бионорде”. Разве что в последнем не применяют укроп и лавровый лист. 

С терпким ароматом

На этом европейские “ноу-хау” не закончились. В попытке сделать тротуары нескользкими там придумали еще одну альтернативу противогололедным материалам – кофейную гущу. Благо, этого сырья здесь явно предостаточно. Подсчитано, например, что объем потребления кофе на душу населения в год для жителя Германии составляет около 5,5 килограммов. Почти столько же – 5,4 кг – употребляют во Франции, а в Испании показатель равен примерно 4,5 кг в год.

После обильных снегопадов в польском Кракове и украинском Львове решили посыпать кофейным жмыхом обледенелые тротуары в городских парках. Эффективность эко-метода тоже пока до конца непонятна. Но, возможно, прогулки по заснеженным скверам стали чуть приятнее благодаря витающему в воздухе кофейному аромату.

Что русскому хорошо?

Для обывателей очевидным решением гололедной проблемы видится песок или даже обычная поваренная соль. Но вреда от этого обычно больше, чем пользы: песок быстро превращается в токсичную пыль, которая собирает на себя всю таблицу Менделеева с городских дорог и оседает в наших легких. По весне остатки от песка забивают ливневые канализации и приводят к потопам. Соль, в том числе техническая, способна растворяться, но она ведет к сильному засаливанию почв, уничтожая деревья, кустарники и другую зелень.

Большинство отечественных и зарубежных специалистов это хорошо понимают, поэтому и возникает вопрос с поиском альтернативных путей борьбы с наледью. К примеру, известный в России и за ее пределами противогололедный материал «Бионорд» не только растворяется, но и топит лед даже при -25⁰С (техническая соль не справляется с задачей уже при -12⁰С).

«Бионорд» этой зимой использовали практически во всех крупных городах России, и вот результат. В Перми число аварий из-за ненадлежащей очистки проезжей части сократилось на 34%. В Ижевске отметили, что переход на современный противогололедный материал помог в 20 раз уменьшить объем использования пескосоляной смеси. Город стал чище, а расходы бюджета на уборку дорог заметно снизились.

Москва, где уже более 10 лет используют только антигололедные средства типа “Бионорд”, стала самым безопасным зимним мегаполисом с самым низким числом аварий и травматизма из-за гололеда. И это при колоссальном автомобильном и человеческом трафике! В городе четко следят за тем, чтобы антигололедные средства использовались правильно, а песок и соль запретили 20 лет назад. В комплексе с продуманной организацией газонов и созданием моек для выезжающих со строек грузовиков, столица очистилась от вечной грязи и пыли, которые сопровождают другие города, где все еще сыпят пескосоляные смеси. 

К «гастрономическим» противогололедным средствам Европы эксперты относятся скептически и объясняют такие попытки безысходностью, а не заботой об экологии.  

- В отличие от России, где запасы противогололедных материалов должны быть в полном объеме заготовлены еще осенью, за границей таких требований нет. Во время снежных зим стоимость реагентов вырастает в несколько раз. И тогда в ход идет все, что содержит соли. Просроченная чесночная приправа, сырные рассолы, морская вода, огуречный или свекольный рассол. Говорить о какой-либо экологичности таких средств не приходится. Основа, которая плавит лед одна-хлористый натрий и кальций. Только в отличие от противогололедных реагентов, где кроме действующих веществ и ингибиторов коррозии, как правило, ничего нет, в таких экспериментальных средствах куча совершенно ненужных для этих целей добавок, - прокомментировала руководитель аппарата Национальной ассоциации зимнего содержания дорог Анна Климентова.

Сравнивая последствия снежного февраля, можно сказать, что Европа и США проиграли России эту битву за зимнюю жизнь. При равных количествах выпавших осадков ни один город нашей страны не допустил чрезвычайного положения, оставив людей один на один со стихией в темноте, холоде и с пустыми прилавками.