Каким должен быть оптимальный противогололёдный реагент?, 18 июн 2013 — УЗПМ, Киров

Каким должен быть оптимальный противогололёдный реагент?

Интервью с директором по развитию «Уральского завода
противогололедных материалов» Евгением Немировским.

– Евгений Семенович, реагент, который не портит обувь, не разъедает металл, не влияет на природу …

–…и не существует. К сожалению, любое вещество в нашем мире, способное плавить лед, обладает как плюсами, так и минусами. Нитраты губительны для растений. При использовании ацетатов появляется запах уксуса. Остаются хлориды. Но и у них есть свои достоинства и недостатки. Например, хлорид кальция – плавит лед быстрее, чем другие хлориды, и имеет самую низкую рабочую температуру. Однако у него и самая высокая коррозионная активность, а также способность образовывать на дороге «мыльную» пленку. Хлорид натрия и магния плохо влияет на состояние обуви и почв. Руководство нашего завода семь лет назад поставило перед учеными ведущих исследовательских институтов задачу: найти баланс между достоинствами и недостатками каждого из хлоридов и разработать такой противогололедный материал, который был бы максимально эффективен на дороге и обладал минимальным количеством «побочных» эффектов. В результате научных опытов появился «Бионорд».

– Почему в названии присутствует приставка био?

– «Бионорд» – многокомпонентный противогололедный материал. Приставка «био» в названии нашего продукта указывает на его экологичность. Сочетание хлоридов натрия и кальция, формиата натрия, а также карбамида, входящих в ПГМ, как показали результаты многочисленных исследований, оказывает наименьшее воздействие на окружающую среду и при этом работает до ­25 °С, начинает плавить лед сразу после нанесения, растворяется без остатка, не забивает ливневки.

– Но кроме «Бионорда», «Уральский завод противогололедных материалов» выпускает еще и средства для тротуаров, мостов… Зачем усложнять процесс?

– Опять же, исходя из принципа наименьшего зла, мы разработали разные составы для разных областей применения. «Бионорд­универсальный» для дорог с любым покрытием. В «Бионорд­тротуарах» доля хлорида натрия меньше, зато выше содержание формиата натрия, который не портит обувь, и с добавлением мраморной крошки, не дающей скользить. Есть бесхлоридный «Бионорд­мосты», не оказывающий влияние на железобетонные конструкции, «Бионорд­подъемы» для сложных участков дорог, а также средство для мытья дорожных покрытий Бионорд Шампунь.

– Как борются с гололедицей в мире? Ведет ли ваше предприятие какие­либо исследования, разработки новых материалов?

– Специалисты УЗПМ регулярно ездят за границу для обмена опытом. Общаясь с дорожниками, мы выявили для себя несколько моментов: во­первых, требования к состоянию дорог зимой в Европе и в России совершенно разные. У нас круглый год должен быть «черный асфальт». В Европе же допускается снежный накат. Поэтому они иногда используют только гранитный щебень. Для нас же это неприемлемо. Посыпая щебнем, лед не растопить. Счистить же ледяную корку техникой зачастую просто невозможно. В качестве реагента за границей чаще всего используют хлорид натрия. Но ситуация в Австрии, Америке, Финляндии и Бельгии этой зимой только подтвердила факт, что техническая соль не обеспечивает должной безопасности на дорогах. Сотня машин в ДТП из­за гололеда, чрезвычайная ситуация из­за снегопада. Не думаю, что жители России оценили бы положительно такую работу дорожников.

Во­вторых, вопреки расхожему мнению, Европа до последнего времени во главу угла ставила не заботу о природе, а дешевизну реагентов. Поэтому там широко используется соль (хлорид натрия). Но за десятилетия ее применения экологии был нанесен достаточно сильный вред. Видя эти последствия, только сейчас северные города начинают переходить на противогололедные материалы, по составу схожие с «Бионордом».

По поводу исследований. Мы постоянно сотрудничаем с различными НИИ. Согласно их рекомендациям в состав «Бионорда» был введен, например, формиат натрия и карбамид, в качестве ингибиторов коррозии и для снижения солевой нагрузки на почву. Выбран оптимальный размер гранул.

Недавно были закончены исследования по влиянию хлоридов на животных. В результате оказалось, что при той концентрации компонентов, которые входят в состав «Бионорда», никаких дерматитов или аллергии наш реагент не вызывает. Наша продукция разрабатывается с учетом российского и мирового опыта, проходит испытания и тесты в различных НИИ, имеет всю необходимую разрешительную документацию, а также экологические сертификаты.

Но самое главное для нас, это безопасность движения в зимний период. А главный критерий оценки – это положительные отзывы дорожных служб более чем в двух десятках городов России, рекомендации ГИБДД и снижение аварийности на дорогах там, где полностью перешли на нашу продукцию.

Источник: http://news.rufox.ru/texts/2013/06/17/259717.htm