Каждая столичная зима не обходится без публикаций о реагентах, которые высыпают на наши улицы щедрые коммунальщики. "МП" тоже не раз освещала эту тему, в том числе и в довольно критическом ключе. Сегодня мы решили дать слово ученым, которые рассказали о научной стороне вопроса.
Свыше 1,5 тысячи человек из более чем 30 стран мира собрал на прошлой неделе в Андорре Всемирный дорожный конгресс по зимним дорогам. Его участники поделились друг с другом последними достижениями и опытом в области эксплуатации и содержания дорожной инфраструктуры в зимний период с учетом глобальных климатических изменений. В частности, на форуме были представлены результаты исследования региональной лаборатории мостов и дорог французского города Нанси. Эксперт лаборатории Стефани Пуазонье сообщила, что после суровых зим 2009 и 2010 годов, когда снегопады и гололед во Франции вызывали перебои с продуктами питания по всей стране, а соль не справлялась с наледью, они начали поиск других реагентов, которые были бы более эффективны и меньше влияли бы на окружающую среду.
- Мы исследовали хлориды натрия и кальция, а также формиаты и глицерины. В результате исследований было выявлено, что наиболее безопасными для металла являются противогололедные вещества на основе формиатов. И даже незначительное добавление их в состав реагентов снижает коррозионную активность к металлу, - сообщила форуму госпожа Пуазонье.
Что порадовало российских участников - в Москве уже несколько лет используют подобный состав. Считается, что добавление органических соединений, в том числе и формиата, позволяет повысить "дружелюбность" реагента к природе. А смесь хлоридов натрия и кальция значительно увеличивает плавящую способность антигололедного средства и понижает его рабочую температуру.
Как отметили участники конгресса в Андорре, несмотря на все усилия ученых, конструкторов, специалистов в области транспорта, применение реагентов зимой остается необходимостью. Без противогололедных средств в холодный сезон жизнь в городах, конечно, вряд ли бы замерла, но осложнилась бы точно. Да и климат дает о себе знать. Так, например, Германия в 2012 году пережила одну из самых суровых и долгих зим за всю историю. В результате дорожное покрытие просто не выдержало сверхнизких температур, и знаменитые своим качеством автобаны покрылись такими знакомыми нам колдобинами. Сколько денег было потрачено на устранение последствий гололеда и какое количество реагентов покрыло немецкие дороги, ведомо только германскому минфину.
Что касается реагентов, то с наледью и снегом в разных странах борются по-разному. Наиболее распространенными в мире остаются реагенты на основе различных солей в сочетании с каменной крошкой. Например, в странах Скандинавии применение крошки сильнее распространено в связи с тем, что этот материал более доступен - Скандинавский полуостров фактически стоит на базальтовой плите.
В странах Европы и в США используются практически одни и те же средства: смесь хлоридов натрия и кальция с добавлением песка и мелкого щебня. Кроме того, на некоторых участках дорог соли добавляют в состав асфальта, чтобы снег, попадая на покрытие, начинал сразу таять. Однако такой способ эффективен лишь при температурах до минус 10 градусов.
В США, где в последние годы восточные штаты и Нью-Йорк особенно страдают от капризов зимней погоды, власти и предприниматели изыскивают нетривиальные способы борьбы со стихией. Тут используют чесночную соль, а также отходы сыро- и сахароварения ликеро-водочного производства. Но это скорее крайние меры при экстремальных погодных условиях, нежели системный подход.
Участники конгресса в Андорре, обсуждая вопрос оптимального метода содержания зимних дорог, пришли к выводу, что противогололедные материалы с наименьшим влиянием на экологию подобрать можно, но они будут значительно дороже, чем соль и песок. Что важнее - забота об окружающей среде и людях или экономия средств - каждая страна решает самостоятельно. Пока Европа во главу угла ставила дешевизну реагента, однако накопившиеся в связи с применением соли негативные экологические последствия заставили участников конгресса усомниться в правильности такого выбора.
Что касается Москвы, то уже третий сезон наши улицы посыпают новыми, более щадящими материалами. Эта смесь нескольких компонентов с добавлением ингибиторов коррозии и биофильных веществ в 2 раза менее агрессивна по отношению к металлу, резине и коже, чем предыдущее поколение реагентов. А тротуары в Москве посыпаются мраморной крошкой в сочетании с наиболее дружелюбным для почвы и обуви формиатом натрия и небольшим количеством пищевой соли. Все компоненты, входящие в состав противогололедных материалов, - природные. Более того, в том или ином количестве мы их потребляем с пищей, так как они являются разрешенными пищевыми добавками: хлорид натрия - пищевая соль; хлорид кальция - добавка в молочные продукты (увеличивает содержание кальция); карбамид (улучшает состав почвы) - усилитель вкуса, который добавляется в жевательную резинку, муку и используется в косметологии. Мраморную крошку (мел, карбонат кальция) добавляют как разрыхлитель, а также она является БАД - источником кальция. Смешиваясь со снегом, такие реагенты образуют на дороге раствор, по составу схожий с составом морской воды.
Однако такая ледяная вода при прямом контакте может привести к обморожению, например, лап у собак. Дело в том, что из трех состояний Н2О (пар, лед и жидкость) именно жидкость обладает наибольшей теплопровод-ностью. Когда теплая лапа животного наступает в жидкость с температурой в минус 200 С, происходит мгновенная передача тепла. Кроме этого, если на лапе кожа уже была повреждена, то солевой раствор, попадая в раны, будет вызывать дискомфорт - так щиплет порезы обычная соленая вода. Поэтому многие хозяева давно уже приобрели для своих питомцев специальные носочки для прогулок.
По словам главного врача московской ветеринарной клиники "Ласка" Екатерины Новиковой, зимой регистрируется много случаев повреждения лап у собак, связанных в том числе и с тяжелыми погодными условиями:
- У собак, гуляющих без обу-ви, нередко бывают отеки, аллергические реакции, хромота. Причины могут быть самые разные - морозы, реагенты, а также индивидуальные особенности каждого животного.
Несмотря на то, что московские технологии применения реагентов европейцы используют в качестве примера для подражания, москвичи обеспокоены последствиями применения противогололедных материалов.
Солевые разводы на асфальте и обуви, воспаленные собачьи лапы - самые типичные зимние проблемы любого города, использующего реагенты. Их окружает множество мифов и предубеждений самого пугающего характера. Самые распространенные городские легенды - реагенты безнадежно портят обувь и могут вызывать легочные заболевания, а для почвы противогололедные материалы - настоящий напалм.
Однако даже чистая вода влияет на состояние кожи обуви. По заключению Исследовательского центра обувной промышленности, антигололедные средства, которые применяют в Москве в последние три года, влияют на кожаные изделия и мех вдвое меньше, чем другие известные. И усилий, чтобы защитить любимые сапоги от такого состава, требуется меньше: вечером помыть обувь, дать высохнуть, а утром обработать водоотталкивающим кремом или спреем.
Кстати, московские травматологи-ортопеды отмечают, что с момента начала применения новых противогололедных материалов уровень бытового травматизма зимой снизился. По данным городского Научно-практического центра экстренной медицинской помощи, в столице травматизм пешеходов снизился в 2,5 раза, хотя погодные условия в 2012 и 2013 годов были наихудшими за последние пять лет.
Согласно исследованию ВОЗ, частицы противогололедных материалов не накапливаются в легких и бронхах и не влияют на состояние здоровья.
- Основным предметом для дискуссии является формиат натрия, - подчеркнула Светлана Чикина, кандидат медицинских наук, сотрудник НИИ пульмонологи ФМБА России. - Это малотоксичное вещество, которое, согласно данным крупнейших международных химических корпораций, не представляет экологической опасности. Формиат натрия может оказывать раздражающее воздействие на дыхательные пути, но только при прямом контакте с высокими концентрациями - например, при неправильном хранении или транспортировке, либо в условиях химического производства или лаборатории.
По словам пульмонолога, в базе данных Национальной медицинской библиотеки США отсутствуют упоминания о каких-либо заболеваниях дыхательных путей, вызванных этим веществом. Более того, при контакте с воздухом формиат натрия достаточно быстро подвергается распаду, причем чем выше температура воздуха, тем быстрее происходит распад.
- Безусловно, есть люди, которые могут обладать повышенной чувствительностью даже к минимальным концентрациям любого химического вещества, включая и формиат натрия. Но обычно это люди с уже имеющимися заболеваниями органов дыхания (чаще - с бронхиальной астмой), которые также обостренно реагируют на автомобильные выхлопы, резкие запахи парфюма в общественном транспорте и т. д., а не заболевшие из-за присутствия дорожного реагента на тротуаре. Например, весной тысячи людей страдают аллергией на пыльцу березы, тополя и других деревьев и трав. Но ведь никто не предлагает из-за этого вырубить все деревья, - отметила Светлана Чикина.
Специалисты-почвоведы не отрицают, что реагенты оказывают влияние на состояние почв. В то же время, как отметил заведующий кафедрой химии почв факультета почвоведения МГУ профессор Сергей Трофимов, новое поколение противогололедных материалов гораздо бережнее относится к городским газонам:
- Большинство почв в Москве - насыпные, и они обновляются с определенной периодичностью. То, что применение реагентов вызывает засоление почв - научный факт. Но московскую землю, отработавшую свой срок, отправляют на переработку, - сказал он.
С другой стороны, по мнению ученого, применение реагентов в мегаполисах зимой - неизбежное зло, с которым приходится мириться.
К слову, для сокращения аварийности зимой ГИБДД требует чистить дороги до "черного асфальта". И выполнить это требование без использования противогололедных материалов невозможно. Чтобы соблюсти нормы распределения, на технике установлены специальные дозаторы, которые контролируют расход с точностью до грамма. Как отмечает главный инженер ГБУ "Автомобильные дороги" Алексей Шарин, в снежные дни на 1 квадратный метр рассыпается до 60 граммов реагента, а в бесснежные - от 10 до 20. Песка с солью на такую площадь пришлось бы высыпать до 400 граммов. Так что переход на новые смеси позволил сократить расход противогололедных материалов на 1 "квадрат" в 7 раз.
В общем, как видим, сторонников у этого столь уже привычного для нас материала хватает. А когда наука голосует "за", дилетанту обычно приходится смириться. Впрочем, выказывать недовольство по поводу того, что находится под ногами, осталось недолго. Все-таки февраль - последний месяц зимы...
Источник: