Лабораторная работа Properm.ru. От каких реагентов на дорогах Кирове появляется грязь?, 25 янв 2017 — УЗПМ, Киров

Лабораторная работа Properm.ru. От каких реагентов на дорогах Перми появляется грязь?

Лабораторная работа Properm.ru. От каких реагентов на дорогах Перми появляется грязь?
Лабораторная работа Properm.ru. От каких реагентов на дорогах Перми появляется грязь?, рис. 2
Лабораторная работа Properm.ru. От каких реагентов на дорогах Перми появляется грязь?, рис. 3
Лабораторная работа Properm.ru. От каких реагентов на дорогах Перми появляется грязь?, рис. 4
Лабораторная работа Properm.ru. От каких реагентов на дорогах Перми появляется грязь?, рис. 5
Лабораторная работа Properm.ru. От каких реагентов на дорогах Перми появляется грязь?, рис. 6
Лабораторная работа Properm.ru. От каких реагентов на дорогах Перми появляется грязь?, рис. 7
Лабораторная работа Properm.ru. От каких реагентов на дорогах Перми появляется грязь?, рис. 8
01 / 08

Мы берем три самых доступных противогололедных материала и устраиваем им «проверку боем».

Проблема льда и грязи на дорогах и тротуарах Перми обсуждается не первый год. Как показывает практика, от споров и дебатов пользы нет. Грязь, лед и снежная каша по-прежнему остаются на улицах. Пока в администрации решают, что будет выгодней, а пермяки передвигаются по «болоту», Properm.ru ищет «золотую середину».

Какая зимняя смесь лучше справляется со льдом и не оставляет за собой грязи? Наши «испытуемые» — три самых доступных противогололедных материала.

Слева направо: песко-соляная смесь (ПСС), техническая соль галит и реагент «Бионорд». ПСС и галит попросили у знакомых дорожников, «Бионорд» купили в пакете мелкой фасовки в хозяйственном магазине.

Песко-соляная смесь (ПСС) — обычный песок, перемешанный с пищевой солью. Идеальная пропорция такой смеси должна состоять из 75% песка и 15% соли. Как рассказывают «люди в теме», такое соотношение далеко не всегда выдерживается. На дорогах Перми в лучшем случае используются смеси с содержанием соли 5–10%.

«Бионорд» — современный противогололедный материал, не имеющий аналогов в России. В его составе присутствует мраморная крошка, гранитный щебень, соли и эфиры муравьиной кислоты. Остальные составляющие варьируются, в зависимости от климатических условий. После своего действия материал разлагается на воду и углекислый газ. Его производят в Краснокамске и фасуют как в промышленных объемах, так и для частного использования. Реагент пользуется популярностью у сетей АЗС, служб благоустройства торговых центров, а также среди жителей частного сектора. Кроме того, его используют дорожники для содержания дорог в других городах России, например, в Казани, Уфе, Самаре, Екатеринбурге.

Галит — техническая соль (хлорид натрия, натрий хлористый). Используется местными дорожниками как антигололедное покрытие для дорог и тротуаров, но редко. В случае попадания на раны ухудшает их заживание. Максимальной эффективности достигает при температуре от 0 ° до −12 °. Производится в Перми.

Против льда!

Для первого опыта берем три керна (пробы асфальта), на которые предварительно наморозили корку льда, и нанесли противоголедные смеси. Взаимодействие противогололедных материалов со снегом, как правило, начинается сразу, но время действия у всех разное. Поэтому, чтобы каждый из материалов раскрыл свой потенциал, мы решаем подождать 40 минут.

Что изменилось за это время? Первый образец — песко-соляная смесь — продолжает лежать на поверхности, ведь проникать в лед тут почти не чему. На этом и основан принцип действия ПСС: обеспечивать сцепление колес с поверхностью дороги в течение длительного времени. Однако в качестве средства для уничтожения наледи, он, как видим, не эффективен.

Второй образец — «Бионорд», почти полностью погрузился в ледяную корку и начал плавить ее изнутри, делая рыхлой и легко удаляемой. Наблюдения показали, что реагент эффективно справляется с задачей быстрого избавления от наледи. Следовательно, нет необходимости в затратах на посыпку для повышения сцепления, поскольку наледь просто исчезает. Конечно, без испарения и волшебства — инструкция к материалу говорит о необходимости механизированной уборки расплавленного льда.

Третий образец — галит . Примерно половина высыпанного вещества погрузилась в кромку льда, вторая осталась на поверхности. Реагент обеспечивает и сцепление, и таяние льда, но справляется с этим не так успешно как предыдущие образцы. Как говорится, «ни рыба, ни мясо».

За чистоту!

Пока плавился наш лед, мы проводим второй эксперимент. В этом опыте мы хотим понять, сколько грязи оставляют за собой консервативная песко-соляная смесь и современные противогололедные материалы. «Подопытными» становятся проба снега с улицы, которую ежедневно обрабатывают песко-соляной смесью, и гранулы реагента ровно в том виде, в котором они попадают на дорогу. Оба материала заливаем обычной водой и оставляем на некоторое время.

Спустя 15 минут выливаем все на недавно выпавший снег, под которым находится асфальт.

Вода с растаявшей «пробой снега» превратилась в пятно грязи. Содержимое контейнера с «Бионордом» тяжело отличить на снегу от обычной воды.

Во второй части эксперимента на определение «грязнули» мы высыпаем ПСС и «Бионорд» на тротуар, а после этого проходимся по ним. Что из этого получилось вы видите на фотографии. От песко-соляной смеси появилось грязное пятно и разводы, а «Бионорд» тяжело увидеть невооруженным глазом.

Для тех, кто видит справа только снег, следующее фото: реагент крупным планом. Пожалуй, мы перестанем верить в миф о грязи, которую якобы оставляют за собой современные противогололедные материалы.

За рациональный подход!

Вывод из проделанной нами работы напрашивается сам. Песко-соляная смесь, которой засыпана вся Пермь, обеспечивает хорошее сцепление с дорогой, но плохо справляется со своей задачей, как противогололедный материал. Кроме этого ПСС — один из основных источников грязи на наших улицах. С сомнительным успехом со своей задачей справился галит. Впрочем, дорожники и коммунальщики крайне редко его используют. Лучший результат показал «Бионорд», который вообще не используется в Перми.

Возникает вопрос: почему тогда в Перми пользуются песко-соляной смесью, если она не такая эффективная, а реагент местного производства остается без внимания? В кулуарах мэрии говорят, что все дело в экономии: ПСС стоит в разы дешевле, чем современные противогололедные материалы. Можно ли считать это рациональным подходом к содержанию городских дорог? Ведь считать стоит не только стоимость реагента, но и сопутствующие траты.

  • Необходимо содержать полигоны, где хранится песко-соляная смесь.
  • Нужно тратиться на горюче-смазочные материалы для транспорта. Например, одной загрузкой ПСС можно обработать 11 тыс. кв. метров дороги, а «Бионордом» — 83 тысячи кв. метров. Так, машине с песком нужно будет потратить в 7,5 раз больше топлива. В Казани, с отказом от ПСС и переходом на современные ПГМ, расходы бюджетных средств сократились на 20 млн.рублей. На деле более дорогой материал помог сэкономить. Затраты уменьшились примерно на 18%.
  • Требуется предусмотреть средства на уборку города весной. После зимы на дорогах города остаются тонны песка, которые засоряют ливневую канализацию. Современные ПГМ не требуют таких затрат, так как не остаются на дороге. Посредством химических реакций одна их часть превращаются в воду и углекислый газ, другая — попросту счищается.

Все мы знаем поговорку — «скупой платит дважды».