Мы берем три самых доступных противогололедных материала и устраиваем им «проверку боем».
Проблема льда и грязи на дорогах и тротуарах Перми обсуждается не первый год. Как показывает практика, от споров и дебатов пользы нет. Грязь, лед и снежная каша по-прежнему остаются на улицах. Пока в администрации решают, что будет выгодней, а пермяки передвигаются по «болоту», Properm.ru ищет «золотую середину».
Какая зимняя смесь лучше справляется со льдом и не оставляет за собой грязи? Наши «испытуемые» — три самых доступных противогололедных материала.
Слева направо: песко-соляная смесь (ПСС), техническая соль галит и реагент «Бионорд». ПСС и галит попросили у знакомых дорожников, «Бионорд» купили в пакете мелкой фасовки в хозяйственном магазине. |
Песко-соляная смесь (ПСС) — обычный песок, перемешанный с пищевой солью. Идеальная пропорция такой смеси должна состоять из 75% песка и 15% соли. Как рассказывают «люди в теме», такое соотношение далеко не всегда выдерживается. На дорогах Перми в лучшем случае используются смеси с содержанием соли 5–10%.
«Бионорд» — современный противогололедный материал, не имеющий аналогов в России. В его составе присутствует мраморная крошка, гранитный щебень, соли и эфиры муравьиной кислоты. Остальные составляющие варьируются, в зависимости от климатических условий. После своего действия материал разлагается на воду и углекислый газ. Его производят в Краснокамске и фасуют как в промышленных объемах, так и для частного использования. Реагент пользуется популярностью у сетей АЗС, служб благоустройства торговых центров, а также среди жителей частного сектора. Кроме того, его используют дорожники для содержания дорог в других городах России, например, в Казани, Уфе, Самаре, Екатеринбурге.
Галит — техническая соль (хлорид натрия, натрий хлористый). Используется местными дорожниками как антигололедное покрытие для дорог и тротуаров, но редко. В случае попадания на раны ухудшает их заживание. Максимальной эффективности достигает при температуре от 0 ° до −12 °. Производится в Перми.
Для первого опыта берем три керна (пробы асфальта), на которые предварительно наморозили корку льда, и нанесли противоголедные смеси. Взаимодействие противогололедных материалов со снегом, как правило, начинается сразу, но время действия у всех разное. Поэтому, чтобы каждый из материалов раскрыл свой потенциал, мы решаем подождать 40 минут.
Что изменилось за это время? Первый образец — песко-соляная смесь — продолжает лежать на поверхности, ведь проникать в лед тут почти не чему. На этом и основан принцип действия ПСС: обеспечивать сцепление колес с поверхностью дороги в течение длительного времени. Однако в качестве средства для уничтожения наледи, он, как видим, не эффективен.
Второй образец — «Бионорд», почти полностью погрузился в ледяную корку и начал плавить ее изнутри, делая рыхлой и легко удаляемой. Наблюдения показали, что реагент эффективно справляется с задачей быстрого избавления от наледи. Следовательно, нет необходимости в затратах на посыпку для повышения сцепления, поскольку наледь просто исчезает. Конечно, без испарения и волшебства — инструкция к материалу говорит о необходимости механизированной уборки расплавленного льда.
Третий образец — галит . Примерно половина высыпанного вещества погрузилась в кромку льда, вторая осталась на поверхности. Реагент обеспечивает и сцепление, и таяние льда, но справляется с этим не так успешно как предыдущие образцы. Как говорится, «ни рыба, ни мясо».
Пока плавился наш лед, мы проводим второй эксперимент. В этом опыте мы хотим понять, сколько грязи оставляют за собой консервативная песко-соляная смесь и современные противогололедные материалы. «Подопытными» становятся проба снега с улицы, которую ежедневно обрабатывают песко-соляной смесью, и гранулы реагента ровно в том виде, в котором они попадают на дорогу. Оба материала заливаем обычной водой и оставляем на некоторое время.
Спустя 15 минут выливаем все на недавно выпавший снег, под которым находится асфальт.
Вода с растаявшей «пробой снега» превратилась в пятно грязи. Содержимое контейнера с «Бионордом» тяжело отличить на снегу от обычной воды.
Во второй части эксперимента на определение «грязнули» мы высыпаем ПСС и «Бионорд» на тротуар, а после этого проходимся по ним. Что из этого получилось вы видите на фотографии. От песко-соляной смеси появилось грязное пятно и разводы, а «Бионорд» тяжело увидеть невооруженным глазом.
Для тех, кто видит справа только снег, следующее фото: реагент крупным планом. Пожалуй, мы перестанем верить в миф о грязи, которую якобы оставляют за собой современные противогололедные материалы.
Вывод из проделанной нами работы напрашивается сам. Песко-соляная смесь, которой засыпана вся Пермь, обеспечивает хорошее сцепление с дорогой, но плохо справляется со своей задачей, как противогололедный материал. Кроме этого ПСС — один из основных источников грязи на наших улицах. С сомнительным успехом со своей задачей справился галит. Впрочем, дорожники и коммунальщики крайне редко его используют. Лучший результат показал «Бионорд», который вообще не используется в Перми.
Возникает вопрос: почему тогда в Перми пользуются песко-соляной смесью, если она не такая эффективная, а реагент местного производства остается без внимания? В кулуарах мэрии говорят, что все дело в экономии: ПСС стоит в разы дешевле, чем современные противогололедные материалы. Можно ли считать это рациональным подходом к содержанию городских дорог? Ведь считать стоит не только стоимость реагента, но и сопутствующие траты.
Все мы знаем поговорку — «скупой платит дважды». |