Гололед в Магадане - тема не только скользкая, но и избитая. Скользим и на дорогах, и на тротуарах. Казалось бы, нечего уже добавить. Однако когда за рулем собственной машины понимаешь, что тормоза выжаты до предела, а авто несется, как на лыжах, несмотря на шипы, и пытается уткнуться в задний бампер вставшей на красный свежей иномарки…
Февраль этого года ознаменовался какой-то повышенной скользкостью. Это отметили и жители областного центра, и мастера в сервисах, и врачи магаданского травмпункта при городской поликлинике № 1. К примеру, за один день февраля к ним поступили 16 человек с различными травмами из-за гололедицы, а всего за январь текущего года - 65. Для сравнения: в прошлом году в этот же период, попав в ледовый плен, травмы получили 34 пешехода.
- Наш врач сломал руку, упав на льду, - рассказывает старшая медсестра травмпункта Людмила Мелкозе-рова. - Вообще нельзя сказать, больше или меньше случаев из года в год… Примерно одинаково.
И все же этот показатель, ежегодно держащийся на одном уровне, не кажется достаточно оптимистичным. А поговорив с коммунальщиками, понимаешь, что и неоткуда ей взяться, положительной динамике…..
- Мы работаем в круглосуточном режиме, ежедневно наш спецтранспорт совершает более 20 рейсов по городу, охватываем все участки. Сначала проходит грейдер, потом производится посыпка песко-соляной смесью, обеспечиваем фрикционные свойства дороги. В сутки высыпается порядка 200 тонн песка, - говорит руководитель ГЭЛУДа Петр Костюков. -Гражданам кажется, что вдруг резко стало более скользко. Просто соль с песком не действуют при таких морозах, они работают до -15. Повысится температура - наледь превратится в кашу. И потом, посыпали, предположим, перекресток ул. Якутской и Гагарина. Через полчаса машинами песок разнесен в разные стороны, на обочины и меж полос, и на проезжей части снова скользко.
Топливо есть, песок есть, машины и специалисты есть, уверяют в ГЭЛУДе. А насчет использования «Бионорда», применявшегося пару лет назад, П. Костюков высказался следующим образом:
- Опыт применения реагентов у нас не удался. Возмутились собачники, заявив, что у их питомцев трескаются лапы. Кроме того, чтобы растопить реагентами наледь при таких температурах, необходимы колоссальные затраты. Единственное хорошее и опробованное средство - та смесь, которой мы и пользуемся.
- Все жаловались на грязь, но на дорогах в -30 были лужи, - вспоминает директор МБУ «Комбинат зеленого хозяйства» Алексей Гаврилов. - Как по мне, так лучше ходить в грязных ботинках, чем в белом гипсе! Думаю, к реагентам, отвечающим требованиям безопасности, вновь вернутся и станут использовать в городе согласно инструкции. Расчистку дворов управляющие компании должны производить самостоятельно, мы отвечаем за дворовые проезды и подъезды к контейнерным площадкам. Кроме того, за нами закреплены общегородские тротуары, парки, скверы, также работаем по заявкам, производим подсыпку и расчистку. Подсыпаем свои участки по регламенту - минимум раз в неделю, при необходимости чаще. Белых пятен в городе нет, за каждый квадратный метр кто-то несет ответственность. Если магазин или кафе выходит на тротуар, руководство обязано обеспечить расчистку. Проблема в том, что этого не делается.
Еще один острый момент - лед на тротуарах без повреждения асфальтового покрытия, говорит Алексей Сергеевич, снять невозможно.
- Когда пытаешься снять до асфальта, к слову, весьма неровного, очень тонкий лед все равно остается. Это гораздо опаснее. В городе высокая влажность и мороз, что влечет за собой большую скользкость. Потому на тротуарах, где есть плитка, мы стараемся весь снег не снимать и обрабатывать его песко-соляной смесью. Но сколько ни задействуй техники и людей, асфальта в Магадане зимой не будет, - считает А. С. Гаврилов.
Не все методы борьбы со скользкостью, работающие в центральных регионах, эффективны на Колыме. Однако горожане должны знать, кто в ответе за их неудобства. В случае, если тротуар, на который выходит магазин, не расчищен, можно подать жалобу в административно-техническую инспекцию мэрии. УК у вас или ТСЖ, необходимо ознакомиться с перечнем обязательных работ, включенных в плату за квадратный метр. В них обычно входят механизированная уборка и вывоз снега, очистка двора от наледи при колейности выше 15 см. Что касается дорог, никаких технических предписаний отказываться от эффективного «Бионорда» не было. Возможная перспектива возвращения реагентов вызовет массу споров и противоречивых точек зрения, однако представляется, что безопасность горожан все же важнее доводов «против». Пока остается лишь посоветовать магаданцам носить удобную обувь с нескользкой подошвой, а за рулем соблюдать скоростной режим и безопасную дистанцию. Так протянем до весны.