В Ижевске пришла настоящая зима и появились первые жалобы на скользкие тротуары. С прошлой зимы городские власти отказались от повсеместного использования песка в пользу реагента. Количество песчано-соляной смеси, которое высыпалось на город раньше, снижено в 20 раз. Это позволило уже весной избавиться от пыльных бурь на улицах. Также, по оценкам мэрии, на 20% сокращены расходы на прочистку ливневой канализации и предотвращен вертикальный рост газонов. Рассказываем подробнее – какой материал пришёл на смену песку.
1. Почему нужно использовать реагенты?
Согласно национальному стандарту ГОСТ Р 50597 все дороги в городе должны быть очищены до черного асфальта. Этот стандарт действует во всех «зимних» странах мира для содержания дорог с интенсивностью свыше 1500 автомобилей в сутки. “Бионорд” эффективнее других средств позволяет справиться с задачей минимизировать риск возникновения ДТП из-за наледи и снежного наката.
В городах, где используют реагент, фиксируют значительное снижение зимней аварийности: в Москве этот показатель снизился на 67%, в Казани — на 45%, в Екатеринбурге — на 72%, в Красноярске — на 28%. Существенно снизился и уровень «гололедного» травматизма.
2. Из чего состоит «Бионорд»?
Как и все современные реагенты, «Бионорд» состоит из минеральных компонентов. В его состав входят пищевые соли: пищевая соль и хлористый кальций, который активно применяют в пищевой и фармацевтической промышленности. Такие составы относят к самому низкому среди противогололедных материалов, четвертому, классу опасности по шкале воздействия вещества на организм человека. Для сравнения, пищевая и техническая соль, сода имеют третий класс опасности.
По сути, действие и «Бионорда», и Песко-соляной смеси одинаково – средства, попадая на лед, топят его, образуя раствор. По составу он схож с морской водой. Такой состав не может вызывать ожогов, травм, приводить к воспалениям. Раствор не испаряется из-за физических свойств своих компонентов и не приводит к аллергиям.
3. Чем «Бионорд» лучше песка и соли?
По плавящей способности «Бионорд» в 1,5 раза превосходит техническую соль. Таким образом, норма расхода реагента гораздо ниже.
«Бионорд» в определенной конфигурации работает при температуре до -25 градусов. Для сравнения, техническая соль перестает плавить лёд при -12⁰С. Песок и вовсе не способен плавить лед — он лишь до определенной степени предотвращает слипание снежной массы в «накат». Кроме того, песчаный смет с дороги относится ко второму классу опасности по воздействию на человека. Он измельчается под колесами, превращаясь в пыль, которая, благодаря пористой структуре, вбирает в себя тяжелые металлы от выбросов автотранспорта и промышленных предприятий. Весной токсичная взвесь поднимается в воздух, вызывая всплеск аллергий и легочных заболеваний. Именно поэтому в городах Европы запрещено использовать песок для зимнего содержания дорог.
Еще одно важное преимущество «Бионорда» — его компоненты полностью растворяются в воде, поэтому на дорогах не появляется дополнительной грязи. Песок и техническая соль не обладают такими свойствами. Песок засоряет ливневые канализации, а весной превращается в пыль. Техническая соль также оставляет нерастворимый осадок, поскольку сырье не очищают после добычи от песка, глины и других примесей.
4. Как «Бионорд» влияет на почву и растения?
При соблюдении норм расхода и технологии применения «Бионорд» оказывает минимальное влияние на почву по сравнению с солью и пескосоляной смесью. Благодаря выверенному составу реагент эффективнее других средств выводится из почв вместе с талыми водами. В Москве за девять лет применения засоленность почв снизилась в три раза.
Эксперты сразу двух крупных университетов Сибири пришли к выводу, что использование “Бионорда” не несет вред для окружающего мира.
Ученые СФУ проводили эксперименты в течение всего прошлого сезона: изучали характеристики воздействия на бетон, брали пробы материала с дорог и не выявили высокотоксичных добавок или каких-то неожиданных эффектов от взаимодействия входящих в состав “Бионорда” компонентов. Специалисты Красноярского РАН проверили влияние противогололедного материала на рачках рода Moina. Выяснилось, что из всех компонентов в Бионорде самым опасным является поваренная соль. Ученые резюмировали: “Бионорд”, если соблюдать инструкцию по его использованию, не оказывает влияние на окружающую среду
5. Как «Бионорд» влияет на обувь?
Степень влияния противогололедного средства на обувь зависит не только от состава вещества, но и от вида кожи. Согласно заключению Научно-исследовательского института кожевенно-обувной промышленности, для сапогов и ботинок «Бионорд» не опаснее талого снега. Чтобы обувь прослужила дольше, её необходимо обрабатывать специальными водоотталкивающими средствами, а в случае попадания на нее реагентов - протирать мыльным раствором и просушивать
6. Как «Бионорд» влияет на животных?
Современные реагенты напоминают по своему составу морскую воду, которая не может вызывать ожогов и отравлений. Неприятные ощущения у животных могут возникнуть в случае, если они на холоде забрели в лужи, и на их лапах есть царапины и другие повреждения — такую реакцию вызывает любая соль. Именно поэтому для питомцев, живущих в квартирах, многие ветеринары советуют приобретать зимний гардероб, в частности, специальную обувь. Если же домашние любимцы гуляют на улице без обуви, луж и талых вод в зимнее время следует по возможности избегать, а по возвращении домой нужно тщательно промывать лапы мыльной водой комнатной температуры.
7. Технология обработки дорог «Бионордом» и качество продукции.
Качество выпускаемой продукции «УЗПМ» контролируется собственной лабораторией , а также независимыми институтами – Естественнонаучный институт при ПГНИУ, институт им. Мечникова, ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» г. Санкт- Петербург.
“Бионорд” и подобные составы в России используются более 10 лет, а за рубежом более полувека. Поэтому единственное, что действительно нужно сделать, это научиться убирать дороги по инструкции. Технология зимнего содержания с песком и с современными реагентами сильно отличается друг от друга, и не сразу дорожные службы перестраиваются. Так например, “Бионорда” для обработки дорог нужно в разы меньше, от 20 г/м² вместо 250-350 г/м² песко-соляной смеси, и использовать ее в основном следует до выпадения осадков, а не после. Через некоторое время остатки талого снега следует смести, чтобы дорога была чистой. Подробная инструкция, памятки для водителей в машину всегда идут при поставке “Бионорда”. Но каждый город уникален своей спецификой: погодными условиями, автомобильным трафиком, особенностями местности, парком техники, и поэтому сотрудники “Спецотряда Бионорд” готовы приехать и вместе с дорожными службами “откатать” технологию на практике, тогда и города будут чистыми.