Каждая пятая автомобильная авария происходит по причине неудовлетворительного состояния дорог. А при более детализированном анализе эта цифра вырастает до 60%. Таковы данные официальной статистики, которая прозвучала на недавней международной конференции по безопасности дорожного движения. Она прошла при поддержке Государственной Думы РФ и международной академии транспорта в рамках форума ДОРКОМЭКСПО.
Специалисты уверены, число гибнущих в ДТП людей можно сократить, если относиться к проектированию, строительству и дальнейшему содержанию дорог с должным вниманием. А это значит, весной своевременный ямочный ремонт, а зимой уборка проезжей части от снега и ледяного наката. Одно из основных требований обеспечения безопасности дорожного движения – очистка дорожного полотна до «черного асфальта» по всех ширине круглогодично - прописано в ГОСТе «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения».
Однако, дорожные службы не всегда выполняют данное требование. В арбитражных судах ежегодно выносятся тысячи решений оштрафовать дорожные службы за ненадлежащее качество содержания дорог. К сожалению, чаще всего данный факт раскрывается, когда на участке, покрытом гололедом, уже произошла авария и пострадали люди.
- Страна у нас северная, зимняя, территория огромная. Вопрос именно зимнего содержания очень актуален. Это вопрос комфортности жизни в нашей стране. Если один из аспектов зимнего содержания «выпадает», то и вся эффективность теряется, - заявил на международной конференции РосдорНии руководитель отдела исследований и инноваций «Уральского завода противогололедных материалов» (УЗПМ) Алексей Никитин. Он уверен, что максимальной безопасности и комфорта в зимнее время можно добиться только при комплексном подходе, который должен сочетать в себе эффективные, но при этом экологически безопасные противогололедные материалы, современную дорожную технику, точное метеопрогнозирование, жесткий контроль на всех этапах борьбы с зимней скользкостью, высокий уровень квалификации работников.
Эту позицию разделяют и в федеральном дорожном институте страны «РосдорНИИ», и в Ассоциации зимнего содержания дорог «Росзимдор». Эксперты Ассоциации, которая объединила ведущих специалистов научных организаций в дорожной, химической, кожевенной и медицинской сферах, уверенны, что улучшить ситуацию на дорогах зимой можно лишь изменив существующие нормативно-правовые акты на федеральном уровне.
- Текущее законодательство слишком размыто, общероссийских критериев качества и безопасности противогололедных материалов нет. Решение о применении тех или иных реагентов, а так же о самом регламенте уборки города отдано на усмотрение муниципалитетов и коммерческих структур, убирающих город, - говорит и.о. Президента Ассоциации зимнего содержания дорог, заведующий испытательной лабораторией ФГУП «РосдорНИИ» Юрий Розов. – Стремление сократить расходы приводит к тому, что в некоторых городах дороги посыпают шлаком и углем, фактически отходами местного производства, которые не только не позволяют соблюдать требования дорожного ГОСТа, но и могут быть потенциально опасными для здоровья жителей.
Пока единственный город, в котором существует Технология зимней уборки дорог – Москва. Этот регламент действует с 2011 года и учитывает климатические особенности мегаполиса, плотность движения транспорта, инфраструктуру и многие другие факторы. Инструкция для дорожников и составы антиобледенителей, подходящих для столицы, разрабатывались в научно-исследовательских институтах совместно с Московским Департаментом ЖКХиБ.
- Подобный подход позволил значительно сократить время уборки снега, - пояснил заместитель мэра Москвы Петр Бирюков. - Снег до 10 сантиметров теперь убирается в течение 3 дней, каждые последующие 3 сантиметра - это прибавка одного дня. Еще несколько лет назад мы бы такое количество осадков убирали с улиц от 16 до 18 дней.
Данные меры позволяют сокращать количество аварий и их тяжесть, несмотря на растущее число участников дорожного движения. Ежегодно число ДТП в Москве снижается. За период январь-март 2014 года в рейтинге безопасности дорожного движения среди всех городов России столица поднялась с третьего места на первое.
Не последнюю роль в формировании такой позитивной тенденции играют современные многокомпонентные противогололедные материалы. За время их использования в столице засоленность почвы по данным Мосэкомониторинга снизилась в 1,9 раза, а уличный травматизм по причине скользкости сократился в 2,5 раза.
Подобные изменения наблюдается также в тех городах, где применяется «Бионорд», схожий по составу с московскими противогололедными средствами, одобренными Государственной экологической экспертизой.