Московские дороги - самые безопасные в России. За период январь - март 2014 года в рейтинге безопасности дорожного движения среди всех городов России столица поднялась с третьего места на первое. Не последнюю роль в формировании такой позитивной тенденции играют современные многокомпонентные противогололедные материалы. Даже западные страны стали присматриваться к столичным ноу-хау.
Несмотря на жаркую майскую погоду, хотелось бы вспомнить о минувшей зиме. Последнее время в иностранных СМИ все чаще и чаще появляются материалы о сравнении российских и зарубежных методов борьбы с гололедом. Действительно, иностранцы не привыкли к тому, что "русская зима" начала регулярно посещать их страны - в США, например, в этом году зима выдалась очень суровой. По сообщению американского журнала Russia, Торонто, Нью-Йорк, Филадельфия, а также многие другие североамериканские города опустошили свои бюджеты на очистку снега и запасы соли еще в феврале, несмотря на то, что до конца зимнего сезона оставалось четыре - шесть недель. Теперь США приглядываются к довольно непривычному источнику для вдохновения и ноу-хау по очистке снега - к России.
Русские знают, как убирать снег правильно - большинство российских городов, включая столицу Москву, покрыты льдом и снегом с октября по апрель. Власти городов были вынуждены разработать и внедрить наиболее эффективные технологии по уборке снега и льда. Это стало вопросом выживания в данных условиях.
Следует отметить, что у нас введено понятие по содержанию дорог "черный асфальт", означающее, что дороги страны должны быть полностью очищены от снега и ледяной корки в течение всего года. Что же касается прочих стран, то, по сообщению израильского информационного агентства Cursorinfo, в странах ЕС порядки на дорогах не столь жесткие - следовательно, требования к противогололедным материалам проще. Где-то дорожные службы вообще просто присыпают накат гранитной крошкой и ставят знаки ограничения скорости, оставляя водителей один на один с коварной дорогой. Так делают, например, в Скандинавских странах - недавно в Швеции произошла страшная авария: поднимавшийся по ледяной дороге автобус буквально сдуло в обрыв. Теперь Шведский дорожный институт думает, как улучшить... систему оповещения водителей об опасных участках пути. В Испании и в Италии, как и в Израиле и некоторых районах США, во время снегопада просто перекрывают трассы "до лучших времен".
"Резкий рост снегопадов, парализующих города на территории северо-востока США, явно указывает на неадекватность применяемых мер по уборке снега", - говорит представитель Института транспорта и развития Максим Новиченко. Данный аналитический центр базируется в Нью-Йорке, а также имеет региональные представительства во всем мире. "Я считаю целесообразным изучать успешные технологии, применяемые в таких североевропейских странах, как Россия, где крупные снегопады при заморозках не представляют серьезной угрозы для таких городов, как Москва. Столица России является крупнейшим мегаполисом, схожим по характеристикам с Нью-Йорком. Такие сильные снегопады - в какой-то степени новое явление на Восточном побережье США, в то время как русские сталкиваются с такими погодными условиями в течение всей истории. Москва также может похвастаться позитивной статистикой по дорожной безопасности на протяжении последних нескольких лет, которая доказывает, что эти методы работают".
За последние три года Москва разработала эффективное решение для борьбы со льдом на дорогах и тротуарах - это многокомпонентная смесь из каменной соли, хлорида кальция (который также используется как пищевая добавка для повышения кальция в молочных продуктах), хлорида калия (является заменителем соли с пониженном содержанием натрия и удобрением) и мраморной крошки (еще один источник кальция). Данная смесь стоит немного дороже каменной соли, однако чтобы растопить один квадратный метр льда, потребуется лишь 20 - 40 граммов (сравнить с 100 граммами каменной соли). Более того, лед будет таять даже при температуре минус 30оС. Кроме того, как мы видим, на московских улицах цветущие клумбы и зеленая трава явно демонстрируют нам тот факт, что современные реагенты не оказывают зачастую приписываемого им пагубного влияния на почву и насаждения.
Но прогресс не стоит на месте - по мнению и. о. президента Ассоциации зимнего содержания дорог "Росзимдор" Юрия Розова, "текущее законодательство слишком размыто, общероссийских критериев качества и безопасности противогололедных материалов нет. Решение о применении тех или иных реагентов, а также о самом регламенте уборки города отдано на усмотрение муниципалитетов и коммерческих структур, убирающих город". В этой связи, по словам президента ассоциации, "необходимо разработать федеральный регламент, с помощью которого можно улучшить ситуацию в прочих городах России - стремление сократить расходы приводит к тому, что в некоторых городах дороги посыпают шлаком и углем, фактически отходами местного производства, которые не только не позволяют соблюдать требования дорожного ГОСТа, но и могут быть потенциально опасными для здоровья жителей".
Североамериканским и европейским городам, которым удалось избежать наихудшей погоды этой зимой (хотя кто знает, что будет дальше?), следует обратить внимание на московский опыт. Тем более, что следующая зима не за горами.