На прошедшем круглом столе Комиссии Общественной палаты России по экологии и охране окружающей среды обсудили проблемы зимнего содержания дорог и тротуаров в городах.
Председатель Комиссии Сергей Чернин отметил: «В прошлом зимнем сезоне в авариях из-за неудовлетворительных дорожных условий – это гололед, снег, колея - пострадало 47 198 человек, 3849 погибло. Это население малого города. И так происходит каждую зиму.
Не лучше обстоят дела с травмированием пешеходов на тротуарах. Практически во всех городах тротуары и дворы покрыты льдом - об этом свидетельствуют многочисленные жалобы и сообщения прессы. В городе с населением от 500 тысяч до 1,5 миллионов человек в среднем за зиму из-за зимней скользкости на улицах травмируется около 7 000 жителей».
На дорогах Самары дела обстоят не лучше. По данным начальника УГИБДД ГУ МВД России по Самарской области Игоря Антонова, в прошлом году в области произошло 3821 ДТП. Погибли в них 428 человек и 5024 получили травмы, рост на 70%. При этом половина дорожных происшествий произошла по причине неудовлетворительного состояния дорог, а также из-за отсутствия дорожных знаков и неровного покрытия.
Как отметили эксперты на заседании, неудовлетворительное состояние дорог зимой вызвано неэффективными методами уборки. В первую очередь, пескосоляной смесью, которую используют в том числе в Самаре. По данным ведущего дорожного института России РосдорНии такая смесь не плавит лед, песок быстро оказывается на обочинах дорог и поверхность остается скользкой. А весной, на высохших дорожных покрытиях песок создает «роликовый» эффект. Коэффициент сцепления колеса на посыпанной песком дороге в 3 раза ниже нормативного. Что создает риск дополнительных аварий.
Использование песка на дорогах зимой ставит под угрозу жизнь и здоровье граждан. С таким заявлением на заседании комиссии Общественной палаты РФ по экологии и охране окружающей среды выступили сразу несколько академиков и докторов медицинских наук.
Как пояснили в дорожном институте РосдорНИИ, на снежно-ледовых отложениях, даже присыпанных песком, коэффициент сцепления колес с дорогой остается крайне низким, что увеличивает риск попадания в аварию. Кроме этого, через час после распределения, на дороге остается лишь 20% песка, остальное разносится колесами автомобилей к обочинам, что еще больше снижает эффективность этого материала. При использовании же реагентов, происходит очистка полотна до покрытия, на котором сцепление гораздо выше.
Весной использование песка представляет собой еще одну опасность - наличие песчаных бурь. Более того - исследования ученых по всему миру показывают, что песок не только не спасает от гололеда, он еще и наносит вред здоровью людей.
В нескольких городах России был проведен анализ состава дорожного смета - оказалось, что там содержатся опасные вещества в концентрациях в разы превышающих допустимые. Среди этих веществ - свинец, мышьяк, цинк, кадмий, нефтепродукты, бензапирен. При этом более чем на 90% дорожный смет состоит как раз из песка. Специалисты СЗГМУ им. И.И. Мечникова доказали, что такой «коктейль» по воздействию на человека является 2 класса опасности – высокоопасным веществом – и может вызывать сердечно-сосудистые, аллергические, иммунные заболевания. Острые частицы песка травмируют верхние дыхательные пути. При этом самой уязвимой жертвой дорожного песка становятся дети.
Врачи единогласны: использование песка в городах опасно и его необходимо запретить, как запрещен он в некоторых европейских государствах.