За 2 года использования многокомпонентных противогололедных материалов уровень засоления почвы в Москве снизился в 1,9 раза. Петербург же страдает от чрезмерного использования соли на улицах.
Жители Санкт-Петербурга уверены, что их город с уникальной архитектурой, историческими площадями, зданиями и брусчаткой нуждается в грамотном и индивидуальном подходе к зимнему содержанию, как это делают в Москве.
Последние несколько недель Санкт-Петербург захлестнул шквал недовольства по поводу чрезмерного использования соли на улицах. Свои возражения и предложения жители и ученые высказали на общественных слушаниях, посвященных реагентам, которые прошли в Литейном округе накануне.
"У нас уникальный город с огромным количеством мостов, у нас большая влажность в городе, Финский залив. Все это нужно учитывать прежде, чем бездумно сыпать реагенты на дорогу! Нужно провести дополнительные исследования и подобрать те методы уборки улиц, которые подходят к нашим условиям," - заявила Ольга Антипова, представитель комитета по природопользованию и охране окружающей среды Санкт-Петербурга.
Ученые сошлись во мнении, что соль угнетающе действует на растительность, поэтому ее долю нужно снижать. Однако увеличение использования гранитной крошки, как предлагают некоторые экологи, приведет лишь к ухудшению ситуации. Щебень можно использовать на утоптанном снегу. На дорожном покрытии же он наоборот увеличивает коэффициент скольжения, увеличивает риск возникновения "шрапнели" и повреждения соседних автомобилей. По последним научным исследованиям в Финляндии, гранитная крошка на 30% ускоряет износ дорожного полотна и шин. Мелкие частицы асфальта и резины накапливаются в организме, вызывая онкологические и кардиологические заболевания. Кроме того, гранитная крошка для городских канализаций будет, как кость в горле.
"Для того чтобы обеспечить безопасность на дорогах только с помощью гранитной крошки, это должны быть огромные объемы. Уже сейчас при незначительном использовании щебня, наши ливневые стоки засорены, - возмутился член Экспертного Совета Комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии Государственной Думы Павел Сухонин на общественных слушаниях, посвященных реагентам. — Представляете, что будет, если город увеличит его использование в десятки раз?! "
Каменная крошка забивает газоны и портит механизмы метро. Соль же разъедает железобетонные конструкции, исторические памятники, автомобили и обувь.
Использование хлорида натрия (технической соли) на мостовых сооружениях в принципе запрещено отраслевыми дорожными нормами, которые в Северной столицы повсеместно нарушают.
При этом Санкт-Петербург является самым опасным городом с точки зрения уличного травматизма. За зиму здесь бывает до трех десятков переходов через 0 С, что является главным условием для образования гололеда. С экологической точки зрения, питерские почвы за годы использования соли настолько деградировали, что продолжать сыпать чистый хлорид натрия - просто самоубийство. На общественных слушаниях предложили использование многокомпонентных противогололедных материалов (ПГМ) на основе хлоридов с добавлением формиатов и биофильных элементов для нормализации почвенного баланса. Влияние данных реагентов на человека и окружающую среду изучили в нескольких крупнейших институтах России.
"По воздействию на человека они являются малоопасными веществами и не несут угрозы здоровью. Мы исследовали также, как данный реагент может влиять на человека через дыхательные пути. Даже самые большие концентрации на дороге не вызывают раздражающего эффекта на слизистые", - рассказала Лилия Аликбаева, д. м.н., профессор, заведующий кафедрой Северо-Западного государственного медицинского университета им. Мечникова.
Ученые также пояснили, что формиат натрия в противогололедных материалах (ПГМ) находится в небольших количествах и при контакте с воздухом практически сразу разлагается на воду и углекислый газ.
Воздействие на кожу обувь и металлы данных ПГМ в несколько раз ниже, чем у соли и других известных в России реагентов на ее основе.
Эксперты так же отметили, что благодаря многокомпонентному составу и наличию органических и биофильных веществ, можно подбирать состав противогололедного материала под текущее состояние экосистемы в каждом регионе. Так, для угнетенных солью почв Санкт-Петербурга было бы правильным использование ПГМ с минимальным содержанием хлорида натрия и максимальным добавлением органики, карбамида или хлорида калия. Внесение данных элементов позволило бы привести газоны Северной столицы в нормальное состояние.
Учесть все нюансы и разработать необходимый для петербургских улиц состав можно было бы при комплексной разработке технологии по зимнему содержанию дорог. Подобный регламент создали в Москве. В его основу легли кропотливые исследования в области влияния плавящих лед веществ на окружающую среду, анализ состояния экологии столицы, плотности населения и автотранспорта, существующей системы водоотведения, климатических условий и многих других факторов.
В технологии прописаны нормы расхода, сроки и порядок уборки улиц при том или ином количестве осадков, виды реагентов в зависимости от температурного режима и т.д.
"Почему тогда у нас сыпят соль, не обращая внимания на последствия?!-возмутился житель Санкт-Петербурга Иван Трофимов.- У нас нет институтов, способных провести подобные исследования?!".
Подобная практика оправдала себя в Москве. За 2 года использования многокомпонентных противогололедных материалов уровень засоления почвы снизился в 1,9 раза, число дорожно-транспортных происшествий уменьшилось на 20%, а уличный травматизм по причине скользкости сократился в два с половиной раза. Будет ли в Санкт-Петербурге научный подход к зимнему содержанию города или продолжится "диктатура соли" решать властям. Жители свой выбор сделали.