Как быстро избавиться от наледи? Как сделать дороги и тротуары зимой безопасными для водителей и пешеходов? Ответы на эти вопросы ищут уже почти сто лет. И что только не идет в ход. На конференции Всемирного форума снега, который прошел в Новосибирске, сотрудники «Уральского завода противогололедных материалов» (УЗПМ) выступили с докладом о современных способах зимнего содержания дорог.
В одном городке в американском штате Айова дорогу одно время посыпали просроченной чесночной приправой, которая залежалась на складе местной компании. В Ярославской области топят снег минеральной водой из местной скважины. Из-за содержания некоторых элементов, пить ее нельзя. А разливать на дороги можно. В Норвегии и в Японии под дорогами прокладывают теплотрассы. Полотно таким образом подогревается и на нем не образуется снежно-ледовый накат. В Швеции пешеходные дорожки посыпают теплым песком, который вплавляется в лед и не сметается ветром.
Благодаря своей дешевизне и доступности, чаще всего зимой используют песок с солью. Однако, время показало, что такие методы далеки от совершенства. Техническая соль работает до -10 -15С, если мороз опускается ниже, то соленая «каша» застывает, превращая дорогу в каток. В условиях русской зимы и трафика в крупнейших городах такой недостаток является критическим. Кроме того, в чистом виде соль ( хлорид натрия) агрессивна к металлу и обуви. В Америке, где соль применяют в качестве основного реагента, в магазинах продают пинетки для собак и резиновые галоши, которые надевают поверх обуви, чтобы защитить сапоги.
Песок на подтаявшем снегу образует грязную кашу. Сотни тысяч тонн песка весной с талой водой попадают в ливневые стоки и канализации и забивают их. Засоряются газоны. Все лето коммунальные службы чистят и вывозят то, что рассыпали зимой. Кроме того, песок становится причиной пылевых бурь в городах. Так что несмотря на низкую стоимость песко-соляной смеси, использование ее обходится в «копеечку».
|
В России системную борьбу с гололедом начали вести с 1920 года. Локомотивом и главным экспериментатором в этом направлении была и остается Москва. В мире нет ни одного другого города, который был бы схож со столицей по совокупности зимних погодных условий в сочетании с плотностью населения, особенностями дорожной инфраструктуры и интенсивностью траффика.
Столица пробовала применять хлориды в чистом виде. Но техническая соль убила растения на газонах, разъедала обувь и машины. От ее применения отказались. Потом была очередь бишофита. Но хлорид магния образовывал скользкую пленку на дороге. Из-за негативного воздействия на окружающую среду против его применения выступили экологи. На некоторых улицах, ради эксперимента вообще какое-то время не применяли никаких противогололедных материалов. Число ДТП и травматизма резко возросло. И в Москве вновь вернулись к поиску эффективного средства. Основываясь на 20ти летнем опыте, в столице пришли к выводу, что наиболее эффективные и безопасные противогололедные материалы – это современные многокомпонентные реагенты.
В 2011м году в Москве приняли «Технологию зимней уборки проезжей части магистралей, улиц, проездов и площадей (объектов дорожного хозяйства г. Москвы) с применением противогололедных реагентов». В настоящее время Технология - основной документ, регламентирующий применение антигололедных реагентов в Москве.
Это серьезный научный труд, основанный на исследованиях воздействия различных веществ на окружающую среду и человека. Технология учитывает преимущества различных типов реагентов – жидких, твердых и комбинированных для достижения максимальной эффективности, экологической безопасности и, конечно, экономичности. На международном уровне нет аналогов такому документу.
Среди основных принципов Технологии – строгая дифференциация противогололедных составов. Одни предназначены для проезжих частей, и главная их задача обеспечить оптимальное сцепление с дорогой и не навредить самим автомобилям. Другие – для тротуаров, и к ним предъявляются наиболее высокие требования по экологической и санитарно-гигиенической безопасности.
|
Идя в ногу со временем «Уральский завод противогололедных материалов» (УЗПМ) при взаимодействии с крупнейшими российскими НИИ разработали линейку противогололедных материалов «Бионорд», которые также как и в Технологии отличаются по области применения - дороги, пешеходные зоны, опасные участки, железобетонные конструкции. Бионорд успешно прошел государственную экологическую экспертизу. И обладает наименьшим воздействием на металлические части автомобилей, меховые и кожаные изделия.
На сегодняшний день в России большинство крупных городов уже перешли на современные технологии зимнего содержания объектов дорожного хозяйства либо поэтапно внедряют новые технологии и материалы.
По статистике ГИБДД, например, в Екатеринбурге и Челябинске, где уже несколько лет применяют многокомпонентные ПГМ число аварий из-за неудовлетворительного состояния дорог снизилось почти вдвое. Когда в Москве стали применять на тротуарах ПГМ с мраморной крошкой, уличный травматизм сократился в 4,5 раза.
Все больше глав муниципалитетов и субъектов России готовясь к очередному зимнему сезону ставят во главу угла безопасность жителей своих городов. И все больше переходят от устаревших методов содержания дорог к современным и более эффективным. Потому что, в первую очередь, чистые дороги зимой – это спасенные жизни людей.
Источник: