Москва - огромный город, в котором живут более двенадцати миллионов человек, при этом зима здесь длится более четырех месяцев. Это значит, что эффективная и своевременная уборка снега и наледи имеет огромное значение!
Именно поэтому уже более 5 лет в столице применяются современные многокомпонентные противогололедные реагенты с формиатом натрия в составе. Но такой прогрессивный способ борьбы с гололедом был найден далеко не сразу.
До 1993 года активно использовалась пескосоляная смесь, что приводило к загрязнению улиц (а также газонов и систем водостоков) и повышению запыленности воздуха. Когда применение пескосоли было признано экономически невыгодным и вредным для здоровья людей, коммунальные службы Москвы перешли на техническую соль в чистом виде. Но и она не оправдала надежд - работала только до -10°C, при более низкой температуре быстро теряла концентрацию и замерзала. Также натрий хлор вредил почвам, приводя к их засолению и гибели растений. Исследования показали, что если бы в Москве до сих пор применялась техническая соль, зеленых насаждений бы фактически не осталось. Также соль обладает высокой коррозионной активностью, что негативно сказывалось на состоянии транспортных средств.
В 2001 году, когда ситуация стала критической, была создана городская комиссия по проблемам противогололедных материалов с представителями ведущих научных институтов в составе. Был проведен тщательный анализ опыта зарубежных стран. Опираясь на результаты работы комиссии, а также учитывая мировую практику борьбы со льдом, была сформирована стратегия улучшения экологической ситуации. В дальнейшем ее принципы легли в основу Технологии зимней уборки, разработанной в 2010 году.
Было принято решение о необходимости использования противогололедных реагентов, оказывающих наименее вредное воздействие на окружающую среду. На протяжении нескольких последующих лет в Москве применялись различные антигололедные материалы - как зарубежные, так и отечественные. Изначально использовались однокомпонентные, но из-за присущих им негативных свойств, их применение было прекращено. Например, Бишофит (хлорид магния) в Москве запрещен, поскольку он обладает высокой вязкостью, а также повышенной агрессивностью к металлам и цементобетонам. Кроме того, это вещество 2го класса опасности, в нем содержатся селен, мышьяк, бор, бром в опасной концентрации. Магний способствует разбалансированию состава почв и губителен для растений. Также он пагубно влияет на состояние кожаных и меховых изделий.
Итак, в соответствии с результатами оценки воздействия противогололедных материалов на окружающую среду, номенклатура противогололедных материалов (ПГМ) в Москве корректировалась по составу. Показавшие себя отрицательно ПГМ в дальнейшем к применению не допускались. Были введены ограничения по содержанию тяжелых металлов в ПГМ, ужесточены требования к активности радионуклидов, вязкости и токсичности реагентов.
С 2006 года стали использоваться многокомпонентные противогололедные реагенты, состоящие из двух и более веществ. Наиболее эффективными и безопасными с экологической точки зрения были признаны смеси хлористого натрия с хлористым кальцием, а также составы с добавлением формиата натрия и мраморной крошки.
На основании исследований, проведенных ведущими НИИ России, был сделан вывод, что в определенных пропорциях хлорид натрия разрушает скользкую пленку, которую создает на дороге хлорид кальция. Более того - эти соли вместе намного лучше плавят лед, чем поодиночке. Добавление даже небольшого количества формиата значительно снижает корродирующие свойства хлоридов, а вкупе с биофильными элементами повышает “дружественность” противогололедного материала к окружающей среде.
Влияние на обувь, почву, металл у такой комбинации оказалось намного ниже, чем у других хлоридных реагентов, а эффективность - в разы выше. Благодаря правильному сочетанию компонентов удалось добиться максимально возможного для реагентов класса безопасности - четвертого.
За последнее десятилетие в столице был сделан существенный прорыв в области эффективной борьбы с гололедом. Технология, применяемая с 2011 года, отвечает федеральным и московским технологическим и экологическим стандартам. Положительные результаты зафиксированы по трем параметрам:
1. Дорожно-транспортные происшествия (ДТП) : за период применения многокомпонентных реагентов в столице с 2011 года зафиксировано снижение ДТП при переходе температуры через 0 более чем в 2 раза (см. Таблицу 1). При этом число автомобилей в Москве постоянно увеличивается.
Таблица 1 Количество аварий, произошедших в связи с гололедицей, в г. Москве
2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | |
---|---|---|---|---|---|---|
ДТП из-за гололеда | 201 | 99 | 74 | 48 | 29 | 3 |
Погибло | 15 | 6 | 4 | 5 | 2 | 0 |
Ранено | 244 | 112 | 97 | 60 | 40 | 5 |
2. Травматизм среди пешеходов : уровень травматизма в столице один из самых низких по России, хотя Москва - это огромный мегаполис с мощным транспортным потоком. Все благодаря тому, что с гололедом на тротуарах здесь борются с помощью комбинированного ПГР (противогололедного реагента) на основе хлоридов натрия, кальция и формиата натрия. В его состав также добавляется мраморная крошка. В первый год использования (зима 2011-2012) этого тротуарного реагента, получившего название КРтв (комбинированный реагент твердый), число пострадавших от гололеда в Москве сократилось в 2,5 раза (см. Таблицу 2). И это при том, что количество переходов через ноль увеличилось в 4 раза за последние 5 лет.
Таблица 2 Количество осадков, переходов через 0°C и пострадавших от гололеда пешеходов в Москве с 2008-2015 гг по данным Росгидрометцентра и НПЦ Экстренной медицинской помощи г. Москвы
2008/09 | 2009/10 | 2010/11 | 2011/12 | 2012/13 | 2013/14 | 2014/15 | |
---|---|---|---|---|---|---|---|
количество переходов через 0°C | 25 | 43 | 47 | 46 | 78 | 94 | |
количество выпавших осадков, мм | 1350 | 1820 | 1720 | 2070 | 3280 | 1510 | 2380 |
пострадавшие из за гололеда, чел. | 3555 | 2602 | 3476 | 1545 | 2289 | 968 | 1322 |
3. Cостояние городских почв : зафиксировано снижение уровня засоленности почвы относительно 2009 года в 2-2,5 раза. Среднее содержание хлоридов в почвах (89,3 мг/кг) не превышает нормативов, установленных постановлением Правительства Москвы от 27.07.2004 № 514-ПП “О повышении качества почвогрунтов в городе Москве” (1680 мг/кг). Согласно полученным данным, порядка 87,0% образцов почв не засолены. Признаки слабого засоления были выявлены лишь в 5 пробах (12,5%).
На основании вышеприведенных данных и хронологии применения антигололедных материалов в Москве (см. Таблицу 3) можно сделать вывод, что именно многокомпонентные противогололедные реагенты, которые применяются в столице с 2011 года, больше всего подходят для использования в крупных городах с точки зрения эффективности и экологичности. Они оказывают минимальное воздействие на металлы, кожаные изделия и мех, не вредят здоровью человека и окружающей среде.
Таблица 3 Хронология применения антигололедных материалов в г. Москве
1960 | 1990-2000 | 2000-2005 | 2005-2010 | 2011-2016 |
---|---|---|---|---|
Пескосоляная смесь (92% песка, 8% хлорида натрия) | Технический хлорид натрия | Однокомпонентные реагенты: хлористый магний (“Биомаг”), хлористый кальций, ингибированный фосфатами (ХКФ) | Многокомпонентные реагенты: Хлористый натрий с кальцием в твердом и жидком виде В 2010 году тестовая партия: твердый реагент с хлористым кальцием, натрием, калием и формиатом натрия 2-7% | Многокомпонентные реагенты: Для дорог хлористый натрий с кальцием в твердом и жидком виде, твердый реагент с хлористым кальцием, натрием, калием и формиатом натрия не менее 5%; для тротуаров: твердый реагент с хлористым кальцием, натрием, калием и формиатом натрия не менее 10% и мраморной крошкой; |
Привело к засорению ливневых канализаций, увеличению запыленности города | Привело к острому засолению почв, жалобы на испорченную обувь | Привело к увеличению ДТП из-за повышенной вязкости, угнетению растений магнием. Жалобы на испорченную обувь и грязь | Количество ДТП и засоление почв не сократилось. Жалобы на испорченную обувь и грязь | Снижение ДТП при переходе через 0 более чем в 2 раза, снижение травматизма от гололеда в 2 раза, снижение засоленности почв. |