С приходом зимы горожане вновь обсуждают вред противогололедных реагентов. Пермякам не нравится, что от них ржавеют автомобили, портится обувь, болят лапы у домашних питомцев. Ими забивается ливневка, от них сгорает зелень. А с наступлением весны все, что не убрали подрядчики с улиц, попадает в легкие и глаза. Список претензий настолько велик, что 59.ru отправился к производителю «Бионорда» (Уральский завод противогололедных материалов), чтобы узнать всю правду о реагентах.
Реагент реагенту рознь – сразу пояснили на предприятии. В Перми на дорогах используются техническая соль «галит» и песок. Именно такие противогололедные материалы являются причиной высокой коррозии, грязи на дорогах и пылевых поземок весной. Зачастую жалобы связаны не с самим качеством антигололедного реагента, а с неправильным его использованием.
«Почему-то все считают, что реагенты – панацея от снега и льда. Рассыпал и забыл. Но это не так. Основная цель реагента – облегчить уборку. От реагентов снег плавится, отслаивается и в итоге легче убирается. А вот после этого снег вместе с реагентами нужно убрать, а подрядчики это не всегда делают», – рассказывает главный технолог ООО «УЗПМ» Дмитрий Лимонов.
Уральский завод противогололедных материалов располагается в Краснокамске. Завод выпускает многокомпонентный материал «Бионорд» – смесь из различных солей. Территория завода большая: здесь и склады, и цеха с несколькими административными зданиями. Производство происходит в четырехэтажном цеху, наполненном переплетением труб. Как рассказали рабочие, в котел попадают ингредиенты – хлористый кальций, пищевая соль и твердые добавки. Они смешиваются, дробятся, прессуются и на выходе получаются гранулы, которые тут же упаковываются в тары от 5 до 800 килограммов. Готовый продукт складируется на поддонах под открытым небом в больших пакетах либо сразу попадает в вагоны и фуры. Кстати, на территории завода не пахнет, нет никакой пыли. Дороги на заводе чистят этим же «Бионордом», тут даже после сильного снегопада и в мороз -30°С идеальный асфальт. По территории на большой скорости ездят погрузчики, делают резкие развороты и не скользят.
Состав зависит от климата города и назначения противогололедного материала: для дорог, мостов, тротуаров, дальнобойщиков и т.д. Чаще всего смесь состоит из хлорида кальция, хлорида натрия, добавок для сцепления – мраморного щебня и биофильных компонентов, которые снижают воздействие солей на почвы, обувь и металлы.
Правильная технология применения реагентов следующая: сначала техникой удаляется рыхлый снег, для удаления наледи и наката рассыпают «Бионорд». После этого выдерживают паузу в 20-40 минут. А затем грейдером с дорог и тротуаров собирают и вывозят снежную кашу. На один квадратный метр нужно около 100 граммов реагента, если температура на улице около -30°С. При -5°С нужно всего 20-30 граммов продукта для того, чтобы размягчить 10-15% льда и облегчить уборку. Если на дороге в -20°С видно лужи, значит подрядчик использовал слишком много реагента, и тот полностью растопил наледь. Снег превратился в соленую воду, которую убрать труднее, чем снежную кашу.
В Екатеринбурге некоторые жители считают, что после применения «Бионорд» остается грязь. На заводе для корреспондента 59.ru провели эксперимент. Из ближайшего сугроба достали несколько горок снега, разложили в одинаковые тары и посыпали их двумя реагентами: галитом – технической солью низкой степени очистки и двумя типами «Бионорда».
Галит и «Бионорд» начали плавить снег одинаково хорошо. Однако галит не полностью растворился: остался темный мутный осадок, какие-то цветные камушки. Как пояснили на заводе, это посторонние примеси, как раз после них и остается грязь на дорогах.
Универсальный «Бионорд» растворил снег быстрее и без остатка. Пока реагент растворялся, часть его лежала как камушки, создавая дополнительное сцепление шин с дорогой. Потом и они растворились, полностью растопив снег. Это плюс – такой реагент не засоряет ливневки.
«Бионорд» с мраморной крошкой выглядит как смесь из белых камушков: часть из них действительно белый мрамор, а часть – спрессованные особым способом разные соли, которые плавят лед. Снег «Бионорд» растворил примерно с такой же скоростью, что и галит, но оставил после себя белые мраморные камушки, а не грязную смесь. Такой состав разработан для пешеходных зон и трудных участков дорог – спусков и подъемов. Мраморный щебень помогает фурам легче взобраться на гору.
В другом эксперименте производитель перед нами растворил «Бионорд» и галит в стаканах с водой. После «Бионорда» вода осталась чистой, а после галита – мутной и коричневой.
Жители столицы Урала жалуются и на испорченную обувь. И они правы. В этом виновата соль, которая также входит в состав «Бионорда». «Все противогололедные материалы влияют на обувь, кожу и металл. Наша задача – свести это влияние к минимуму насколько возможно. По сравнению с технической солью «Бионорд» оказывает меньшее влияние на обувь», – объясняет технолог УЗПМ Дмитрий Лимонов. При этом добавляет, что завод может разработать реагент, который вообще не будет действовать на сапоги, но вряд ли какому-то городу он будет по карману.
Работали над составом реагента и в плане экологичности. По словам Дмитрия, за последние пять лет с использованием «Бионорда» в Москве отмечено снижение засоленности почвы в 2,5 раза. До этого в столице 10 лет использовали техническую соль. В результате до 93% почв было засолено. Сейчас состояние грунта на большей части территории нормализовалось. «Влияние на металл также зависит от конкретного металла и состава реагента. В среднем влияние «Бионорда» на металл на 20-70% меньше соли. У него четвертый класс опасности по воздействию на человека из четырех возможных, а у технической соли – третий», – говорит технолог.
Еще один довод, который приводят противники применения реагентов, – от них страдают животные. Эта проблема касается всех химических смесей. Если нормы расхода были превышены, то на дорогах получается ледяная вода, которая может быть опаснее для голых лап, чем обычный снег. Собака получает от плавленного снега обморожение лап, по-другому «термический ожог». Там, где применяются смеси из технической соли, также остаются камни, песок и крошка, которые могут нанести лапкам собаки механические повреждения.
«Владельцам собак стоит обувать своих питомцев. Не реагенты разъедают лапы у собак, а жидкая фаза холодной воды в мороз, которая приводит к термическому ожогу. При этом прогулки в мороз по холодной плитке или асфальту тоже могут привести к обморожению. А соленая вода от использования солей и реагентов начнет щипать», – объясняет руководитель аппарата Ассоциации зимнего содержания дорог Анна Шестаченко.
Анна знает, о чем говорит. Несколько лет совместно с различными научными институтами ассоциация занимается изучением видов противогололедных материалов и методов уборки снега. Организация занимается разработкой нормативов производства и применения противогололедных реагентов с учетом их влияния на безопасность транспорта, дорог, людей и окружающую среду. «После использования «Бионорда» остается лишь соленая вода в концентрациях, которая не опасна для собаки. Однако стоит помнить, что на дорогах присутствуют и другие загрязнения, которые могут быть токсичны для животного. Поэтому лучше не давать питомцам лизать лапы после прогулки», – говорит Анна Шестаченко.
Производители «Бионорда» заявляют, что их реагент настолько безопасен для человека, что его можно есть. «Наш сотрудник на презентации это делал перед журналистами без каких-то последствий для здоровья. Но это не значит, что «Бионорд» – продукция для еды», – рассказывает пресс-секретарь ООО «УЗПМ» Александр Сенинец.
Корреспондент 59.ru на собственном примере проверил влияние этого реагента на кожу. В сухом виде «Бионорд» можно держать в руках без перчаток – это обычные гранулы солей, которые не имеют запаха. В растворенном виде после «Бионорда» получается соленая вода, в которую можно без опаски опустить руки. На коже не остается жирной пленки, но она становится более сухой. Такое же ощущение может возникнуть после купания в море.
В Перми «Бионорд» не используется в качестве смеси для очистки улиц. Однако его можно приобрести в городе для индивидуального использования. «Мы разрабатываем индивидуальные упаковки, чтобы сами предприниматели чистили территорию, если с этим не справляются дорожники. Вот, например, в прошлом году к нам обратился ТЦ «СпешиLove», а в этом – «Метро» попросили нас создать «Бионорд» для крыш. Наш реагент используют в Санкт-Петербурге на заводах Toyota и Nissan. Понятно, что такие автогиганты не стали бы использовать химические реагенты, если бы считали, что их продукция может от них пострадать», – говорит Александр Сенинец.