В Москве состоялась международная специализированная выставка-форум "Дорога Экспо 2017", на которой Уральский завод противогололедных материалов (УЗПМ) представил свой стенд с новейшими разработками. В частности, эксклюзивный продукт "Бионорд двухфазный" был презентован делегации во главе с министром транспорта РФ Максимом Соколовым, помощником президента РФ Игорем Левитиным и руководителем Федерального дорожного агентства "Росавтодор" Романом Старовойтом. О том, какие перспективы открываются для внедрения ноу-хау, как обстоят дела в отрасли и какова инвестиционная программа УЗПМ на ближайшие годы, "Российской газете" рассказали его генеральный директор Дмитрий Пылёв и коммерческий директор Торгового дома УЗПМ Евгений Немировский.
Какого результата вы ожидаете от выставки-форума "Дорога Экспо 2017"?
Дмитрий Пылёв: Традиционно мы участвуем в выставке ежегодно. Это крупнейший в России форум, где собираются все представители дорожной отрасли. Поделиться опытом приезжают даже из стран ближнего зарубежья. В нынешнем году мы решили расширить свое присутствие - подготовили большой стенд и очень удачно разместились рядом с презентационными площадками таких гигантов, как, например, "Росавтодор". А он, надо отметить, заинтересован в нашей работе и нашем продукте.
Начнем с того, что в стране объявлен Год экологии и применение современных экологически безопасных материалов - логичный процесс. На федеральном уровне поставлена задача существенно снизить аварийность и травматизм на дорогах, над чем мы и работаем. Соответственно, постоянно находимся в тесном контакте с профильными федеральными службами. Решив презентоваться основательней, чем обычно, мы, как говорится, попали в точку. Наш стенд посетили помощник президента РФ Игорь Левитин, министр транспорта РФ Максим Соколов, руководитель Федерального дорожного агентства "Росавтодор" Роман Старовойт и первый заместитель председателя комитета Госдумы Федерального собрания по транспорту и строительству Алексей Русских.
Евгений Немировский: Выставка в этом году, по сути, была плановой, но фактически ей присвоили очень высокий статус. И причина в той самой серьезной задаче, о которой уже говорилось: добиться снижения числа дорожно-транспортных происшествий, выделить больше средств на содержание федеральных трасс, качественней их содержать. Очень приятно, что всех высокопоставленных гостей привлекла наша экспозиция. Мы рассказали о нашей продукции, о том, что УЗПМ - практически единственная в России компания, профессионально работающая над созданием инновационных противогололедных материалов (ПГМ). Их разработкой занимается уникальный сертифицированный научно-исследовательский центр предприятия совместно с ведущими институтами страны.
Поскольку наша продукция так заинтересовала федеральных дорожников, мы ожидаем дальнейшего развития событий. Тогда можно будет понять, насколько успешным оказалось участие компании в выставке. Надеемся, что "Росавтодор" обратится к высокоэффективным ПГМ и начнет уходить от песко-соляной смеси (ПСС) и мономатериалов типа минерального концентрата "Галит".
Давным-давно уже понятно: ПСС - неэффективное средство для борьбы с гололедом. Более того, смесь, при всех попытках уменьшить скользкость на трассах, в конечном итоге снижает коэффициент сцепления с поверхностью. Это хорошо видно, когда на дороге, посыпанной песком с солью, тормозит автомобиль - он собирает весь песок и едет прямо на нем. А "Галит" попросту устаревшее средство, его эффективность находится в диапазоне температур до минус 12 градусов. Если при более низкой температуре повысить его расход на квадратный метр, скажем, до 200-300 граммов, это уже будет нарушение экологического законодательства и загрязнение окружающей среды.
"Росавтодор" может изменить ситуацию на законодательном уровне?
Евгений Немировский: "Росавтодор", помимо того что является эксплуатационным органом, имеет право законодательной инициативы. Именно там разрабатывают отраслевые дорожные нормы уборки федеральных трасс и могут изменить нормативы и требования. И уже начали их ужесточать. Но чтобы завершить данный процесс, необходимо понять, что делать после того, как дороги перестанут посыпать ПСС. Так вот, наше участие в форуме и было направлено на то, как все сложится в будущем. Мы прекрасно понимаем, что результаты появятся не скоро, ведь наша продукция должна пройти опытно-промышленные испытания, проверку эффективности и экономичности.
Изменилась ли за последние пару лет ситуация на рынке противогололедных материалов? Появились ли у УЗПМ прямые конкуренты?
Дмитрий Пылёв: Мы только упрочили свои позиции в отрасли. С начала этого года, чтобы не стоять на месте, решили внедрять новый продукт, ранее уже успешно испытанный на Западе. Это так называемый двухфазный реагент, включающий жидкую и твердую части, - "Бионорд двухфазный". Продукт очень интересен с точки зрения эффективности - быстро срабатывает на дороге и его расход существенно меньше, чем ПСС.
Евгений Немировский: ПГМ, который мы выпустили на рынок, изготовлен на основе хорошо известной технологии - смачивании. Но кроме нас никто этот метод не исследовал, не пытался применять системно, не просчитывал, насколько такое производство эффективно, экономично и экологично. Мы пионеры - сделали это в своем научно- исследовательском центре совместно с РосдорНИИ и Московским автомобильно-дорожным институтом. На полигоне последнего и прошли комплексные испытания.
В чем экологичность продукта? За счет двухфазности: 70 процентов твердой части и 30 жидкой - количество активных компонентов, позволяющих победить лед на дороге, уменьшается по сравнению с ПСС и другими реагентами. При этом эффект даже превышает тот, что появляется при применении обычных твердых антигололедных средств.
Другой немаловажный фактор: при распределении классического ПГМ происходит так называемый вылет за зону обработки - сухой материал выбрасывается за пределы дороги. Например, если разбрасывающая ПСС тарелка настроена на три метра, то песок летит на все девять. Двухфазный препарат при тех же условиях ляжет ровно на три метра плюс семь процентов, а на обочины и газоны вообще не попадет. Такой эффект достигается за счет смачивания твердой фазы жидкой. Также мы убедились, что, проезжая по новому ПГМ, автомобиль, в отличие от той же ПСС, не уносит его на колесах.
Если технология давным-давно известна, почему ее внедрением никто никогда не занимался?
Евгений Немировский: Все очень просто - для хранения такого ПГМ необходимы специальные условия, а это достаточно дорого. Мы же, продавая двухфазный "Бионорд", готовы предоставить всю внутреннюю инфраструктуру бесплатно. Это наша инвестиция в заказчиков. При распределении нового ПГМ требуются и новые бункера на автомобили. Сегодня они рассчитаны на разбрасывание ПСС. В случае заключения среднесрочных контрактов на три-пять лет и определенных объемах закупки "Бионорда" мы готовы также предоставить их заказчику бесплатно.
Нас часто спрашивают: что нужно, чтобы начать применять этот противогололедный препарат? Мы отвечаем: "С вас - желание, с нас - все остальное".
Изменилась ли география поставок компании?
Евгений Немировский: География расширяется с каждым годом, как и объемы производства. Сегодня завод выпускает порядка 600 тысяч тонн готового продукта, мы его поставляем более чем в 50 регионов России от Сочи до Магадана. Мощности предприятия рассчитаны на производство до 700 тысяч тонн "Бионорда" в сезон. В наших планах увеличивать эту цифру, ведь емкость рынка ПГМ сегодня составляет до трех миллионов тонн.
Есть ли у компании инвестиционная программа на среднесрочную перспективу, на какие средства планируете расширяться, будет ли УЗПМ кредитоваться? Каковы планы дальнейшего развития научно-исследовательского центра?
Дмитрий Пылёв: Если говорить об увеличении мощности, то это, по сути, ежегодная работа - модернизация проводится каждое лето, и независимо от потребностей рынка мы ежегодно на 5-10 процентов наращиваем свои возможности. Зима - капризное время года: запланируешь выпустить 500-600 тысяч тонн ПГМ, а регионы и частные заказчики вдруг запросят больше. Поэтому создание задела - обязательная и непрерывная работа.
Сейчас мы занимаемся разработкой новой инвестиционной программы. Будет существенно увеличена база по добыче и переработке жидкого компонента - мы же качаем из скважин природные рассолы, по химическому составу близкие к воде Мертвого моря. Их необходимо дополнительно очистить, чтобы все компоненты соответствовали требованиям российского экологического законодательства. Новые добывающие мощности планируем возвести за счет собственных средств в Краснокамске. Инвестпрограмма действительно внушительная. Она позволит выпускать больше продукции, создавать новые рабочие места и существенно увеличить налоговые отчисления компании в бюджет региона.