В каждом регионе России зима проходит по-разному не только из-за климатических особенностей, но и из-за отличий в методах борьбы со снегом и льдом, передает корреспондент агентства ЕАН. Между катком вперемешку с грязной жижей и чистыми дорогами круглый год муниципалитеты делают выбор самостоятельно. Стоит только определиться с приоритетами: излишняя экономия или забота о комфорте и безопасности граждан?
Первый вариант – это пескосоляная смесь, которая только ухудшает ситуацию на дороге, засаливает почву, вызывает пылевые бури весной и загрязняет улицы. Второй вариант подразумевает целый комплекс зимнего содержания, включающий в себя технологию уборки, высокопроизводительную технику, точное метеонаблюдение, обучение работников сферы ЖКХ, современные противогололедные реагенты и, наконец, жесткий контроль на всех этапах борьбы с зимней скользкостью. Причем на практике второй подход не всегда дороже первого.
С этой темой на конференции РосдорНИИ «Транспортная инфраструктура: инновации и лучший практический опыт» выступил руководитель отдела исследований и инноваций предприятия-лидера в отрасли зимнего содержания и производителя «Бионорда» «Уральского завода противогололедных материалов» (УЗПМ») Алексей Никитин.
«Это волнует каждого из нас, это вопрос комфорта нашей жизни в мегаполисе, это, в конце концов, вопрос нашей безопасности», - считает Алексей Никитин.
Его позицию комплексного подхода к уборке поддержал директор ФГУП «РОСДОРНИИ» Олег Ярош. Он предложил также обсудить ГОСТ «Дороги автомобильные общего пользования. Требования к уровню зимнего содержания», который разрабатывается с конца 2013 года.
На сегодняшний день уборка городов не регламентируется ни одним федеральным законом. Создание технологий по содержанию дорог отдано в руки муниципалитетов и дорожников, которые зачастую, как бы странно это ни звучало, не являются экспертами в данной отрасли.
«Когда разговариваешь с дорожниками, иногда понимаешь, какой это дремучий лес, – рассказывает представитель производителя снегоуборочной техники. – Ты объясняешь современные тенденции, показываешь технику, которая может дозировать распределение реагентов вплоть до 1 грамма, а тебя не понимают, потому что борьба с гололедом для некоторых городов – это не современные реагенты, как во всем мире, а чуть ли не ведро с песком и лопата. А на вопрос: «Готовы ли вы использовать что-то новое?» – отвечают: «Да. Вы нам «сверху» законом спустите и напишите, что делать».
Пока лишь четкий регламент, что делать, существует только в Москве. После экономических, экологических и научных обоснований в столице запретили песок и соль, а прописали вещества на основе минералов, позволяющие эффективно убирать город. Кроме этого, были обозначены жесткие требования к качеству, ограничено содержание тяжелых металлов и примесей и многое другое. В результате в столице за три года применения современных противогололедных материалов (ПГМ), одобренных технологией и государственной экологической экспертизой, засоленность почвы снизилась в 1,9 раза, количество ДТП из-за неудовлетворительного состояния дороги зимой уменьшилось на 15-30 процентов, а уличный травматизм по причине скользкости сократился в 2,5 раза.
Однако в остальных городах такие регламенты не существуют. Неразумный подход к зимней уборке приводит не только к грязи на улицах, ухудшению экологической обстановки, но также и к постоянному росту числа жертв автомобильных аварий и гололеда.
Поэтому и стоит остро вопрос о создании грамотно проработанного государственного стандарта зимней уборки для всей России с учетом специфики климатических и географических особенностей каждого отдельного региона страны.
Этой проблемой сейчас также обеспокоены специалисты Ассоциации зимнего содержания дорог «Росзимдор». В нее входят представители отраслевых научно-исследовательских институтов, экологи и эксперты в различных сферах, производители противогололедных материалов, снегоуборочной техники, которые готовы совместными усилиями помочь навести порядок в области зимнего содержания дорог во всей стране, разработать стандарты качества и регламенты уборки.