Соль и «Бионорд» - что вреднее для городской среды?, 15 дек 2015 — УЗПМ, Киров

Соль и «Бионорд» - что вреднее для городской среды?

«Знал бы, где упасть, соломки бы постелил», - гласит пословица. Сейчас она приобретает особую актуальность, ведь зима славится не только праздниками и «белым убранством», но и гололедом. По статистике, именно из-за него в травмпункт ежедневно попадает от 10 до 20 человек.

Стараются свести к минимуму количество пострадавших не только сотрудники аварийно-спасательных служб, но и владимирские коммунальщики и дорожники. Они ежегодно объявляют гололеду войну. Одни используют классическую смесь песка и соли, другие - новинку «Бионорд». Реагент, который растапливает снег прямо на дороге.

От него грязи меньше, уверяют дорожники, но предубеждений много – об этом уже не первый год говорят в народе. Поэтому мы решили провести собственный эксперимент. Он подтвердит или же, наоборот, развеет миф о вреде «Бионорда».

Для сравнения взяли другое популярное противогололедное средство – поваренную соль. Оба со льдом расправляются достаточно быстро. Однако, как они влияют на окружающие предметы – вопрос другой. В качестве «подопытных мышек» мы взяли: куски кожи, железные автомобильные гайки и саженцы растений. Растворы соли и «Бионорда» приготовили в пропорциях 20 граммов вещества на 100 миллилитров воды. После чего поместили туда предметы – на трое суток.

Пока соль и «Бионорд» делают свое дело, мы решили пообщаться непосредственно с теми, кто применяет реагент по назначению, и узнать, когда реагент стали использовать на наших улицах.

На отечественном рынке «Бионорд» появился еще в 2006 году. На улицы областного центра 33-го региона он перекочевал три года назад и быстро себя зарекомендовал. Основное преимущество – скорость: лед плавится за 20-25 минут при температуре до -25°C.

Классическая смесь соли и песка – не плавит лед. «Приправа» уменьшает температуру замерзания воды, а растапливает гололед песок: это происходит из-за трения – тут большую часть работы делают машины и пешеходы.

К слову, для города центр управления городскими дорогами закупил 342 тонны «Бионорда». Этого, уверяют дорожники, должно хватить на всю зиму.

В защиту реагента выступает Арсений Самсонов, начальник службы механизированной и ручной уборки улиц центра управления городскими дорогами областного центра. Он заверяет, что никакого вреда ни почве, ни растениям реагент не наносит:

- Когда он вступает в реакцию со снегом и льдом, он начинает растапливать это все: разрыхлять и плавить как лед, так и снег. А весной при таянии снега реагент вместе с талыми водами попадает в почву и, за счет присутствия в составе реагента биофильного элемента, ее удобряет.

Однако мнение владимирцев по отношению к «Бионорду» неоднозначно. С одной стороны, к реагенту относятся с доверием – наглядно видят, как он работает, а с другой – опасаются: кто-то за машины, кто-то за своих питомцев, а кто-то – за собственные ботинки.

- Идти, конечно, нормально, но ботинкам будет пипец.
- Наверное, должно это помочь людям пожилого возраста. Для них всегда самая большая опасность - это упасть: быть с разбитыми руками и с ногами сломанными.
- Вот когда весь этот лед растает, то польется все на зелень. Это же химия – всю траву, все деревья и кусты выжжет. Будет одна голая земля.

Также своим мнением о реагенте поделились сотрудники автомастерских и ветеринары.

По словам автомехаников, «Бионорд» ничем, кроме количества грязи, не отличается от песко-соляной смеси. Все, как один, заявляют: если в составе есть соль, то есть и коррозия – идеального противогололедного реагента для автомобиля пока не изобрели. Тут добросовестные автолюбители должны по собственной инициативе ухаживать за своим железным конем и регулярно проходить техосмотр.

Центр ветеринарии 33-го региона в свою очередь советует гражданам выгуливать своих питомцев на расстоянии от главных дорог города. Лапы «Бионорд» не разъест, однако подушечки ступней, как и любой другой «соляной» реагент, подсушить может. Из-за сухости, по словам ветеринаров, появляются трещины. Как раз именно в них может попасть зараза, которая нанесет вред здоровью питомца. Фактически - то же, что и с машинами: регулярная профилактика. Ветеринары говорят, что в прошлом году жалоб такого рода было не больше пяти, а этом году подобных обращений не было вовсе.

По официальным данным, средство фактически безвредно. Его относят к четвертому – малоопасному – классу веществ. Единственное предупреждение, о котором говорят сами дорожники, а они ежедневно держат «Бионорд» в руках, иронично – вовнутрь не принимать.

Одним из самых крупных конфликтов, связанных с «Бионордом», был случай в Магнитогорске в 2013-м году. Там общественники выступили против реагента. По их инициативе была проведена независимая экспертиза. Ее результаты можно посмотреть здесь. Однако конкретного решения общественные слушания не принесли – мнения высказали, но «Бионорд» не убрали.

Специалисты отмечают: помимо питательных для почвы свойств, реагент способствует продлению срока службы дорожных покрытий. В состав его входят хлориды натрия, кальция, калия и магния. Проще говоря, поваренная соль и реагенты, которые снижают эрозийный эффект. Это не только действует на лед быстрее смеси песка и соли, но еще чище и безопаснее.

- Воздействия на окружающую среду он («Бионорд») практически не оказывает, – рассказывает Арсений Александрович Самсонов. - Как мы видим, ходить можно спокойно, и обувь не портится. Вреда животным, которые бегают в городе, также не приносит. Большим плюсом в копилку реагента ложится то, что он не оказывает никакого воздействия на кузова машин.

Спустя трое суток мы возвращаемся к нашему опыту. Сразу бросается в глаза осадок, который появился на баночках раствора соли. А вот на «подопытных» визуально ярких изменений нет. Куски кожи, как внешне, так и на ощупь, остались без изменений. Автомобильные гайки ржавчиной не покрылись. Единственные изменения произошли с ростками: саженец из раствора соли обмяк полностью, в то время как в «Бионорде» мягче стал только кончик стебля.

Вывод: пешеходы, так же как и автолюбители, могут за свою обувь не переживать. Не стоит волноваться и за питомцев, но лучше выгуливать их подальше от проезжих частей. Однако, напомним, что лучше лишний раз присмотреться к тому, что вам дорого: будь то ботинки, авто или ваш любимец. Во время гололеда лучше лишний раз замедлить шаг и пройти опасный участок с осторожностью, чем оказаться на больничной койке.