Минувшая зима в Северном полушарии оказалась наиболее суровой за последние 50-60 лет, что привело к существенному осложнению работы местных муниципальных властей. Торонто, Нью-Йорк, Филадельфия, а также многие другие североамериканские города опустошили свои бюджеты на очистку снега и запасы соли еще в феврале, несмотря на то, что до конца зимнего сезона оставалось четыре-шесть недель. Теперь США приглядывается к довольно непривычному источнику для вдохновения и ноу-хау по очистке снега – к России.
Русские знают, как убирать снег правильно – большинство российских городов, включая столицу - Москву, покрыты льдом и снегом с октября по апрель. Власти городов были вынуждены разработать и внедрить наиболее эффективные технологии по уборке снега и льда – это стало вопросом выживания в данных условиях.
Этой зимой, благодаря переменчивой погоде, большинство американцев смогли ощутить, как живется в России (если отбросить санкции). Зимний сезон 2013-2014 гг. оказался крайне суровым для большей части Северной Америки. «Арктические вихри», один за другим, приносили с собой рекордно низкие температуры, лед и снег на американский юг. Низкая температура из Техаса дотянулась до северо-запада США, Квебека и Онтарио, где сопровождалась рекордными снежными осадками и скоплением льда. Такие погодные условия можно было наблюдать во многих частях североамериканского континента. Согласно вашингтонской радиостанции WTOP, к концу февраля в Детройте выпало более двух метров снега и было зафиксировано сто дней с отрицательной температурой, в то время как зима в Чикаго, Индианаполисе, Филадельфии и Молин (Иллинойс) заняла третье место по экстремальности за последние шестьдесят лет. Мощная снежная буря перед рождеством в Торонто привела к массовому отключению электричества и формированию толстой ледяной корки на дорогах, из-за чего городу пришлось увеличить свои запасы противогололедных реагентов, возможно, потратив на них большую часть своего 80-миллионого (в канадских долларах) зимнего бюджета, сообщает канадская газета The Globe and Mail.
После того, как у Нью-Йорка закончились запасы соли для тротуаров (ранее было закуплено 346.000 тонн каменной соли за $ 57,6 млн.), город рассматривал возможность закупить новую партию в Канаде к концу января. У нескольких городов, например, в Ниагара-Фолс (провинция Онтарио), оставался запас соли, однако они не были готовы ее продать из-за возможного повторения непогоды, пишет The Globe and Mail.
Работы по очистке от снега могут быстро взлететь в цене. В среднем, очистка от снега снегоуборочной машиной рядом с одним отдельно стоящим частным домом в США стоит $43, согласно исследованию от ProMatcher. Умножьте это на несколько десятков снегопадов и получите внушительную денежную сумму, с которой вам придется расстаться. Очистка автомобильных стоянок в среднем стоит $173 за час работы (цена варьируется в диапазоне $45-$300), а очистка автомобильных дорог общего пользования в среднем обходится в $139 за час работы (цена варьируется в диапазоне $40-$238 в зависимости от месторасположения).
Очистка льда и утрамбованного снега является дорогой, но неотъемлемой задачей городов, которые находятся в регионах выше субтропического пояса. Солевая смесь хлорида натрия, часто используемая в Северной Америке, относительно недорогая в несезонное время (зимой цены вырастают в два-три раза), однако она негативно влияет на кузова автомобилей, шины, обувь, перестает работать при температурах ниже -10С, а для эффективности требуются огромные количества этого вещества (примерно 100 грамм на 1 кв. м. покрытия). Город Торонто экспериментировал с экзотическими альтернативами, такими как свекольный сок, который растапливает лед при температуре -20С, однако является дорогостоящим средством, отмечает телеканал CTV.
«Резкий рост снегопадов, парализующих города на территории северо-востока США, явно указывает на неадекватность применяемых мер по уборке снега», - говорит представитель Института транспорта и развития Максим Новиченко. Данный аналитический центр базируется в Нью-Йорке, а также имеет региональные представительства во всем мире. «Я считаю целесообразным изучить успешные технологии, применяемые в таких североевропейских странах, как Россия, где крупные снегопады при заморозках не представляют серьёзной угрозы для таких городов, как Москва. Столица России является крупнейшим мегаполисом, схожим по характеристикам с Нью-Йорком. Такие сильные снегопады, в какой-то степени, - новое явление на Восточном побережье США, в то время как русские сталкиваются с такими погодными условиями в течение всей истории. Москва также может похвастаться позитивной статистикой по дорожной безопасности на протяжении последних нескольких лет, которая доказывает, что их методы работают».
За последние три года Москва разработала эффективное решение для борьбы со льдом на дорогах и тротуарах – это многокомпонентная смесь из каменной соли, хлорида кальция (который также используется как пищевая добавка для повышения кальция в молочных продуктах), хлорида калия (является заменителем соли с пониженном содержанием натрия и удобрением), и мраморной крошки (еще один источник кальция). Данная смесь стоит немного дороже каменной соли, однако для растопления одного квадратного метра льда потребуется лишь 20-40 грамм (сравнить с 100 граммами каменой соли), более того, лед будет таять даже при температуре -30С.
Городские службы Москвы использовали 320.000 тонн твердых и жидких противогололедных материалов, а также многокомпонентную смесь для очистки льда на площади, превышающую размер города Нью-Йорк. Смеси, используемые в Москве, щадят экологию, являются менее коррозийными (что хорошо для машин и обуви), безопасны для животных и являются более эффективными для борьбы со снегом и льдом, отмечается в еженедельном журнале «Эксперт». Доклад французских исследователей, недавно представленный на конференции в Андорре, показал, что смеси, применяемые в Москве, могут стать оптимальным и экономичным решением для суровых зим. Североамериканским и европейским городам (которым удалось избежать наихудшей погоды этой зимой, но кто знает, что будет дальше?) следует обратить внимание на московский опыт.