Главной причиной роста аллергических, иммунных и бронхиальных заболеваний у детей в Челябинске является пыль.
Врачи требуют принять меры по снижению загрязнённости воздуха и в первую очередь запретить использование зимой песка на дорогах.
Результаты шокирующих исследований представили эксперты на заседании комиссии Общественной палаты РФ по экологии и окружающей среде. Выяснилось, что дорожный смёт, образующийся за зиму, крайне опасен для здоровья человека. Практически на 90% он состоит из песка, рассыпаемого зимой дорожными службами. Он смешивается с остатками резины, асфальта, бензина и стружкой с тормозных колодок, а после схода снега проникает в лёгкие людей с воздухом.
О проблеме «пыльных бурь» говорили и на пресс-конференции в «АиФ-Челябинск», посвящённой Году экологии. Значительный вклад в загрязнение воздуха в городе вносят не заводы, а дорожно-автомобильный комплекс: он составляет около 40%. Можно ли противостоять автомобилизации? Скорее всего, это занятие безнадёжное: несмотря на повышение цен на бензин, налоги и страхование, меньше люди ездить не будут. Но сократить количество отходов, которые поступают в результате дорожной деятельности в атмосферу, можно.
«Мне кажется, если летом будут мыть улицы и не будет столько пыли, это будет уже значительный шаг к тому, чтобы все почувствовали, как улучшается экология», - предположила член Совета Федерации Федерального Собрания РФ от Челябинской области Ирина Гехт.
Напомним, что 6 июня впервые за последние пять лет челябинские улицы помыли с использованием специального шампуня «Бионорд». Чистящее средство купили бизнесмены и передали его компании «Южуралмост». На улицы города вывели спецтехнику, она прошлась по центральным улицам Челябинска. По словам директора по строительству и эксплуатации городских автодорог АО «Южуралмост» Алексея Струговца, подобный шампунь успешно используют в Москве, Екатеринбурге, Казани, Санкт-Петербурге и других городах. На проезжей части часто встречаются масляные пятна, солярка или бензин. Вода не может их отмыть, а шампунь справляется.
«Я думаю, что, если бы подобная практика прижилась, в городе стало бы намного чище, - заявил замдиректора управления дорожного хозяйства Владимир Гришаков. - И воздух бы стал свежее. Однако в городской администрации традиционно ссылаются на дефицит бюджета. Денег нет ни на шампунь для мытья улиц, ни на современные противогололёдные материалы».
В европейских странах с целью снижения запылённости воздуха давно введён запрет на использование песка для борьбы с гололёдом в пределах населённых пунктов. В России же предельно допустимые нормы по содержанию пыли намного выше рекомендованных ВОЗ. В 2014 году Северо-Западный государственный медицинский университет имени И. И. Мечникова Минздрава России провёл исследования в Санкт-Петербурге, Уфе, Перми и Челябинске. В итоге среди дорожного смёта в Челябинске значились в больших количествах медь, свинец, молибден, никель, цинк, мышьяк, хром, кадмий и кобальт. Также обнаружено превышение по бензапирену в несколько раз.
«Это химические вещества первого-второго класса опасности, - объяснила главный аллерголог-иммунолог Челябинской области Наталья Абрамова. - При хронической интоксикации большинство из них вызывает резкое снижение иммунитета. Например, никель вызывает контактный и аллергический дерматит, расстройства ЖКТ, поражение лёгких, почек, крови. А бензапирен провоцирует онкопатологии и бесплодие».
Снизить количество поступающей в воздух пыли можно с переходом на современные противогололёдные материалы, которые плавят часть снега и растворяются сами. Первые шаги в этом направлении были сделаны в Челябинске этой зимой.
«При обработке проезжих частей мы использовали новую технологию, - сообщили в пресс-службе АО «Южуралмост». - Во время разбрасывания сухой соли NaCl (обычная пищевая соль), мы смачивали её 27%-ным раствором соли CaCl, что позволяло равномерно распределить соль по поверхности проезжей части. К тому же применение смоченной соли уменьшает расход противогололёдных материалов. Так, в сезоне 2016/2017 было использовано 46 тысяч тонн песко-соляной смеси, а в сезоне 2015/2016 - 75 тысяч тонн смеси».
Переход на современные противогололёдные материалы позволяет уменьшить не только объём необходимых реагентов, но и расходы на вывоз и утилизацию снега. И самое главное, с их помощью можно сократить количество пыли, поступающей в воздух, а значит, снизить воздействие на здоровье горожан.